Недвижимость ЖКХ: «прозрачность» в деталях

ЖКХ: «прозрачность» в деталях

Сейчас, когда количество проблем в сфере ЖКХ стало критическим, борьба с нарушениями в жилищно-коммунальном секторе началась всерьез. Объем сомнительных операций в этой сфере в стране достигает 10 миллиардов рублей в квартал. 76.ru выяснил, становится ли

Сейчас, когда количество проблем в сфере ЖКХ стало критическим, борьба с нарушениями в жилищно-коммунальном секторе началась всерьез. Объем сомнительных операций в этой сфере в стране достигает 10 миллиардов рублей в квартал. 76.ru выяснил, становится ли прозрачнее система ЖКХ с введением онлайн-калькуляторов и усилением контроля за управляющими компаниями.

Проблемы не исчезают

Реформа ЖКХ идет уже давно, но самый очевидный ее результат сводится к тому, что мы платим больше, чем раньше. В этой части реформа действительно продвинулась. Проблемы в сфере ЖКХ начались далеко не вчера. Например, в 2009 году органами прокуратуры Ярославской области выявлено 956 нарушений жилищных прав граждан. Наиболее характерными нарушениями в деятельности управляющих организаций в сфере жилищных правоотношений были несвоевременное, в неполном объеме осуществляемое водо-, тепло-, энергоснабжение населения, неправомерное расходование средств, выделяемых Фондом содействия реформированию ЖКХ, областным и городским бюджетами на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов. Но за коммунальщиков взялись жестко, и количество нарушений начало понемногу сокращаться.

С января этого года в ярославскую городскую прокуратуру поступило более 300 обращений граждан с жалобами на коммунальные услуги.

«Многие управляющие компании используют средства не для того, для чего они собирались, – говорит директор департамента ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области Евгений Майн. – Не проводится оплата за ресурсы, не производятся в должном объеме ремонты, оплаченные гражданами».

Разбираться в ситуации должны правоохранители и надзорные органы. Сейчас в областное УМВД переданы 30 обращений от прокуроров. По мнению полицейских, возможно возбуждение уголовных дел. Больше всего нареканий со стороны граждан сегодня поступает от жителей Рыбинска, Переславля, а также Ленинского, Заволжского и Фрунзенского районов Ярославля. Коммунальная сфера – зона больших денежных потоков, и мошенников здесь было немало.

По мнению губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, каждое из ведомств должно по своей линии принимать конкретные меры для более жесткого контроля за деятельностью как своих подразделений, так и управляющих компаний.

«Преступления в сфере ЖКХ должны жестко пресекаться, в первую очередь именно правоохранительными органами», – подчеркнул губернатор.

Чтобы платежи населения своевременно доходили до ресурсоснабжающих организаций, а не оседали на счетах управляющих компаний, разработаны критерии оценки деятельности УК. Власти призывают народ контролировать работу компаний, требовать отчетов, не бояться менять управдом. В Ярославле осенью составили рейтинг управляющих компаний. Департамент городского хозяйства мэрии города огласил список лидирующих и отстающих. По закону, муниципалитет не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность управляющих компаний. Зато администрация вполне в состоянии помочь горожанам в выборе. Повышение качества услуг в коммунальном хозяйстве традиционно связывают с частными предприятиями и развитием конкуренции. Руководители территориальных администраций Ярославля подтверждают, дорога частной инициативе открыта, но не только в этом решение проблем коммунального хозяйства.

Конкуренция среди управдомов идет жесткая. В борьбе за право обслуживать как можно большее число домов управляющие компании порой прибегают к самым разным ухищрениям, вплоть до подделки подписи жильцов. Только не каждая компания в ходе соревнования под девизом «выбери меня» делает ставку на высокое качество своей работы.

В соответствии с постановлением правительства области создана городская комиссия по оценке деятельности управляющих компаний, в состав которой входят представители мэрии города Ярославля, территориальных администраций, КОС, а также собственники помещений. Дважды в год, в феврале и августе, комиссия оценивает качество работы управляющих организаций. Жители Ярославля, определяясь с выбором УК, могут ориентироваться на результаты рейтинга городских управдомов, который по итогам полугодия составили специалисты.

«Результаты оценки качества работы управляющих организаций могут учитываться собственниками помещений в многоквартирных домах при выборе управляющей организации, пролонгировании или внесении изменений в договор управления, а также повлиять на решение жильцов о досрочном расторжении договора, – поясняет помощник директора Департамента городского хозяйства мэрии Ярославля по связям с общественностью Алексей Яковлев. – Оценка качества работы управляющих организаций является одним из инструментов формирования конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг».

Ухищрения на любой вкус

Для того, чтобы сделать сферу прозрачнее, предпринимаются самые экзотические ухищрения. Проверить правомерность начислений за коммунальные услуги теперь можно по Интернету, через онлайн-калькулятор. Пока что он работает в тестовом режиме. По замыслу разработчиков, это один из способов сделать процесс начисления средств более прозрачным. Однако ярославцы, проверившие свои платежи, отмечают, что цифры на сайте и в их квитанциях порой разнятся, а схема расчетов сложная.

«На мой взгляд, рассуждая о соблюдении законности в сфере ЖКХ, в первую очередь надо поднимать вопрос о недостатках в законодательстве, не позволяющих говорить о прозрачности деятельности управляющих компаний для населения, – считает первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андрей Лукашов. – Что регламентирует отношения на рынке жилищно-коммунальных услуг в случае банкротства управляющей компании?»

В мае вышло 354-е постановление правительства РФ, устанавливающее новые правила пользования жилищно-коммунальными услугами. Одним из важнейших нововведений стало разделение платежей за свет, воду и отопление на индивидуальную и общедомовую составляющую.

Кроме того, постановление правительства предусматривает возможность заключения прямого договора между каждым жильцом и ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющую компанию. Это можно сделать по решению общего собрания собственников.

А в Ярославле со временем введут специальные электронные карты для оплаты коммуналки через терминал.

«Принято решение о переходе на работу расчетно-кассового центра как некоей казначейской системы, позволяющей расщеплять платежи, внедрение в эту платежную систему электронных карт оплаты, с указанием, кому какой платеж проходит», – рассказывал заместитель губернатора Ярославской области Андрей Епанешников.

Не так давно в области было создано некоммерческое партнерство управляющих компаний, соглашение с которым подписало правительство. Кроме того, широкими функциями наделена жилищная инспекция, которая теперь имеет право осуществлять финансовый контроль за управдомами. Да и сами ярославцы стали гораздо более подкованы в законодательном плане и все чаще обращаются в суд из-за конфликтов с управляющими компаниями. А областная прокуратура, в свою очередь, в этом году усиленно ведет проверки управляющих компаний.

Следует быть активнее

В Ярославле сейчас работает более тридцати управляющих компаний. Так что выбор имеется. Но есть и проблема. Подавляющее большинство из них – это небольшие организации, которые мало кому известны и зачастую обслуживают лишь порядка пяти домов. Более 92 процентов домов Ярославля обслуживаются шестью крупными управляющими компаниями, которые образовались на базе бывших государственных ДЕЗов. Несомненно, есть нарушения как со стороны ресурсопоставляющих организаций, так и со стороны УК. Рынок только формируется.

«Ярославцам следует быть активнее, – сказал первый заместитель мэра Ярославля по вопросам развития ЖКХ и содержания территорий города Владимир Слепцов. – Жаловаться, добиваться перерасчета квартплаты, отстаивать свои права вплоть до подачи судебных исков. От управляющих компаний нужно требовать, чтобы они исполняли свои обязанности. Если эта работа не делается, то с организации можно взыскать средства, которые она собирает. Если управляющая компания не делает перерасчет, нужно обязательно обращаться в суд или же выбрать другую».

Сегодня управляющие компании по закону обязаны отчитываться перед населением, куда они тратят собранные деньги. Если услуги оказывались некачественно, и эти факты подтверждены, а причина необъективна – мэрия проводит проверку и на следующей встрече с жителями многоквартирного дома выходит с инициативой о проведении собрания, чтобы переизбрать управляющую компанию. Тут важна психологическая готовность жителей домов и их старост к тому, чтобы передать свой дом в управление другой компании, той, которая работает более качественно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем