СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

На рынке недвижимости, как и на любом другом спрос рождает предложение

Поделиться

Ярославль пестрит разнообразием многоквартирных домов. В одном районе можно встретить как пятиэтажные панельки с газоном под окнами, так и восемнадцатиэтажные «свечки» с парковкой у подъезда. Оказывается, на жилищное строительство значительно оказывают влияние сами покупатели. Застройщики предлагают то, что точно купят.

Почему сейчас большая кухня важнее, большой комнаты? Как за последние десять лет изменилось жильё — об этом в интервью с начальником отдела продаж строительной компании «Светлояр» Оксаной Кадацкой.

— Как менялась площадь квартир со временем? Какие тенденции были в разные периоды и почему? Все знают, что в «хрущевках» очень маленькие кухни. В современных квартирах их делают большими и просторными. С чем это связано?

— Квартирография во многом определяется классом жилья и экономической ситуацией в стране. После хрущевок и брежневок, люди, естественно, захотели кухни большего размера. Потому что большинство людей переезжали именно из хрущевок и брежневок и, соответственно, спрос рождал предложение. Поэтому большие кухни были очень актуальны, начиная с 2000-ых годов и по настоящее время.

Интересный момент: после каждого кризиса площадь квартиры сокращалась на 5–15 метров, в зависимости от комнатности. Последний кризис 2014 года понизил площадь однокомнатных квартир до средних 35 квадратных метров, но не за счет кухонь. Из-за того, что весомая часть жизни людей проходит на кухне, покупателям хотелось, чтобы кухни оставались просторными. Площадь сокращали за счет подсобных помещений и комнат. После периода восстановления средняя площадь снова начала увеличиваться до средних 40–42 квадратов. Застройщики так же следуют за спросом, именно поэтому появились студии — маленькие квартиры, которые совмещают комнату и кухню. И европланировки, которых еще не было на рынке лет 10–12 назад. Стали появляться не просто типовые двух-трехкомнатные квартиры, но и их вариации большей или меньшей площади.

Сейчас покупатели предпочитают компактные функциональные планировки, которые позволяют организовать свое жилое пространство с максимальным комфортом без переплаты за лишние метры. Отсюда и пользуются способом европланировки с кухнями площадью больше 12–14 квадратных метров. Они идеально подходят для организации не только кухни, но и для места проведения времени всей семьей. То есть кухня-гостинная. Также среди покупателей востребованы квартиры с гардеробными, и несколькими санузлами — особенно это касается больших площадей. У нас, например, двухкомнатные квартиры от 60 квадратных метров могут быть с двумя санузлами. То есть один полноценный, один гостевой. Люди привыкают к комфорту и хотят этого комфорта. Сегодня даже семья из трех человек, которая покупает, например, двушку, хочет, чтобы в ней было два санузла. В этом же плане идет увеличение самих санузлов, то есть если 5 лет назад были санузлы площадью 3,5 квадратных метра, то сейчас мы стараемся делать не меньше четырех. Даже в однокомнатных квартирах, где чаще всего совмещенный санузел.

Квартирография проекта также формируется на основании покупательского спроса на момент начала проектирования. Поэтому важность еще имеет сегмент класса. В классе масс-маркет преобладают однокомнатные квартиры. В отдельных случаях их может быть до 80–90% от общего числа квартир в доме. Чем выше класс объекта, и чем ниже этажность, тем больше там многокомнатных квартир и квартир большей площади. В последние два три года идет смещение интересов к 2–3 комнатным квартирам. Это связано с тем, что многие семейные покупатели смогли воспользоваться ипотечными предложениями с низкой ставкой. Сейчас семейная ипотека очень доступна, и люди активно ей пользуются.

— Какие квартиры лучше разбирались в разное время? Когда были популярны однушки, двушки, трешки, четырехкомнатные квартиры? Почему спрос среди населения был именно таким?

— Всегда были популярны однокомнатные квартиры. Это связано с тем, что, во-первых, однокомнатные квартиры меньше по площади и ниже по стоимости. Во-вторых, с ипотекой. Молодые работающие люди чаще могут позволить себе взять ипотеку и купить себе однокомнатную квартиру. Также в разное время менялся рынок аренды и инвестирования. Чаще всего в аренду сдаются однокомнатные квартиры. А инвестирование — это новый тренд, в рамках которого тоже чаще всего берут однокомнатные квартиры.

До начала пандемии в 2017–2018 году спрос на однокомнатные и двухкомнатные квартиры выровнялся. Это связано с тем, что ипотека была доступной, и большинство семей могли реализовать свои планы. Продавали свою квартиру на вторичном рынке и приобретали жилье в новостройке. Чаще всего покупали двухкомнатные квартиры от 55 до 70 квадратных метров. В последние 5 лет идет тенденция на квартиры-студии и на евро-квартиры — однушки, двушки. Последние отличаются большой кухней-гостиной в 18–20 квадратных метров и небольшой комнатой площадью 13–14 квадратов. То есть кухня-гостинная — это одна жилая зона, где есть общее место, чтобы собраться всей семьей. Евро-однушки пользуются большой популярностью у семей без детей, у одиноких людей, студентов, молодежи. 10 лет назад про евро-квартиры практически никто не слышал, и их не делали. Тогда большой популярностью пользовались стандартные планировки, где кухня была увеличена от 10 квадратных метров, и так же в приоритете была большая комната. Сейчас тенденции меняются.

— Мы говорили о том, что люди пришли к большим комнатам, устав от хрущевок. Почему в хрущевках и брежневках делали маленькие кухни?

— Хрущевки строили после войны в 60-х годах. Здесь тенденция отталкивалась от коммунальных квартир. Коммуналки выглядели так: большая общая кухня и отдельные комнаты. А квартиры стали планировать, исходя из идеи: в каждой комнате своя кухня, пусть и маленькая. Предполагалось, что собираться с семьей люди будут в комнатах, а кухни начнут использоваться только для приготовления еды.

— Менялись ли приоритеты у компаний-застройщиков с течением времени на возведение домов определенной высоты? Какую тенденцию по высоте жилых домов вы видите сейчас и на будущее?

— На высоту не влияет тенденция. Влияет плотность застройки, вид разрешенного использования земельного участка. Например, в центре Ярославля, в зоне ЮНЕСКО нельзя строить высокие дома. На перифериях, в спальных районах этажность зависит от зоны. Если это зона Ж-1, то можно строить дома до 18 этажей. Также от инсталляции объекта строительства и его влияния на существующую застройку. То есть здесь застройщик берет в расчет технические моменты.

— А что насчёт благоустройства? Что требовало законодательство раньше и сейчас в плане необходимости обустраивать двор, парковочные места, соблюдать определенное расстояние между зданиями?

— Современный покупатель смотрит не только на планировки, но и на придомовые площадки, зеленые и общественные зоны в подъездах, входные группы. Если смотреть в техническом плане, благоустройство территории по большей части, в отличие от строительства домов, где есть много регламентов и правил, является доброй волей застройщика. Есть, конечно, нормы по озеленению, требования к детским площадкам и парковочным местам, но обязательств не так много. Здесь застройщик более свободен в выборе. С каждым годом разные застройщики уделяют этому моменту все больше внимания. Есть, конечно, застройки, где невозможно жить, поскольку благоустройство делают только по нормам, не думая о людях. Но сейчас таких мест все меньше и меньше. Раньше люди смотрели больше на планировку, чем на благоустройство. Лет 10 назад, например, люди парковали машины на платных стоянках, потому что оставлять их без присмотра было опасно. Сейчас жителям удобнее оставлять машину под окнами дома, чтобы не ходить далеко.

— В какой из периодов, на ваш взгляд, лучше всего покупали жильё? Что на это повлияло?

— Могу сказать за последние 10 лет. Жилье покупают в любое время. Конечно влияют кризисы — 2008, 2014 годы повлияли на платежеспособность населения и на покупку квартир. В 2014 году был сильный взлёт ипотечной ставки, она доходила до 14–15% годовых. Это тоже влияло на покупательскую способность. Но если исключить кризисные скачки, то недвижимость всегда пользовалась популярностью. Из-за кризиса менялись тенденции на площади квартир, количество комнат. В целом рынок недвижимости считается одним из самых стабильных.

В любой период максимальный спрос был на однокомнатные квартиры. В последние годы в процентном соотношении он немного упал, поскольку семейная ипотека даёт о себе знать, идёт переориентация в сторону двухкомнатных и трехкомнатных квартир, но не очень большой площади. Тем не менее однокомнатные квартиры остаются самыми популярными.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter