В Ярославле приняли решение о судьбе скандального микрорайона на Суздалке, где хаотичная точечная застройка вытесняет частный сектор. 1 октября в департаменте архитектуры мэрии Ярославля прошел градостроительный совет, на котором чиновники впервые встали на сторону жителей. Люди, продираясь на публичные слушания, просили лишь одного: не строить высотки среди частного сектора, оставить их дома в покое. Властям пришлось пойти на эти уступки, и вот почему.
Откровенно плохая планировка района
В течение десяти лет Суздалку точечно застраивали многоэтажками: высотки втыкали на участках бывших деревянных зданий. О соседстве одноэтажной избушки и 17–25-этажного здания не задумывались до тех пор, пока ситуация не стала критичной. Неладное почувствовали владельцы частного сектора. И тут выяснилось, что в 2009 году мэрия Ярославля утвердила такой проект планировки микрорайона между улицами Гоголя, Ньютона и Суздальским шоссе, что частные дома вмиг стали незаконны. Люди об этом не знали. А застройщики знали — и пользовались.
— Я первый раз об этом услышал, когда главный архитектор собрал жителей района в ДК «Нефтяник», чтобы проинформировать о строительстве. Это было в мае 2021 года. Мой земельный участок далеко еще от высоток находится, я думал, там всё по закону, по делу. А когда это собрание было, я узнал, что на моей территории школа запланирована. И то информация просочилась случайно. С тех пор мне пришлось изучать Земельный и Градостроительный кодексы. Один-два-три раза читать, выписки делать, — рассказал местный житель Александр Бесанов.
Люди пошли в суды, собственники больше 70 домов доказали, что могут использовать свои земли под ИЖС. Таким образом ситуация усугубилась еще больше: по утвержденному мэрией плану район нужно застраивать только домами в 9–25 этажей. А по решению суда, часть территорий официально считается — под индивидуальные коттеджи. Кроме того, мэрия открыто заявляла, что строить детские сады и школы здесь не имеет возможности. То есть, не будет.
— Есть многочисленные обращения жителей. Оказывается, не все жители многоквартирных домов выступают за продолжение многоквартирной застройки. Людям нравится прогуливаться по частному сектору. И наоборот: есть жители частного сектора, которые выступают за уплотнение застройки и готовы продать свои дома. Смешение мнений усугубляется смешением земельных участков, не дающих простых решений по разграничению застройки по раздельным по плотности кварталам, — говорит главный архитектор Ярославля Артем Цымбалов.
Ранее он называл микрорайон диким девелопментом.
— Я, как архитектор, не согласен с таким резким контрастом. Есть даже такое понятие мировое: «утраченная середина». Проблема дикого девелопмента, то есть застройки.
Игра с людским терпением
Другая и не менее весомая для чиновников сторона конфликта — общественное мнение. Под просьбой сохранить на территории микрорайона землю под ИЖС подписались 500 человек. В случае усугубления ситуации и дальнейшего бездействия со стороны властей — скандал мог бы принять непредсказуемые обороты.
Власти могли бы отмахнуться от жителей, как это сделали в мае, но чиновники согласились, что если закрыть глаза на ситуацию, то будет еще хуже.
— Мы видим на этой территории результат застройки по плану 2010 года: высотная застройка многоквартирными домами рядом с индивидуальными жилыми домами. Ситуация сложная. Если мы сегодня будем бездействовать, ситуация продолжит ухудшаться и рано или поздно станет катастрофичной, — соглашается главный архитектор Артем Цымбалов. — Но основная проблема территории — в отсутствии муниципальной земли для социальной инфраструктуры. В текущем проекте планировки предусмотрено размещение садиков и школ на частных землях индивидуальных домов. Варианты решения есть. Непростые варианты, но вполне реализуемые, если работать с инвесторами и горожанами сообща. Нужен новый план, и мы готовы возвращать жилую многоэтажную застройку туда, где будет поддержка горожан и решение по строительству соцобъектов.
«На этой территории очень хорошо погуляли застройщики. Взяли аванс терпения у жителей и мэрии»
— Нужно опомниться и понять, что жилая застройка должна идти параллельно с развитием социальной инфраструктуры и не вразрез с мнениями жителей. Самое правильное на сегодня решение будет — привести территорию в соответствие с ее фактическим видом использования, — заключил Цымбалов.
Интересно, что градостроительная комиссия 1 октября рассматривала одновременно два обращения: одно — от жителей Суздалки с просьбой сохранить за ними зону застройки индивидуальными домами. Другое — от застройщика, желающего поставить в этом районе еще один дом на 1096 квартир. Компания «ГарантСтрой» попросила оставить зону Ж.1, разрешающую строить высокие дома.
Власти пошли на уступки и проголосовали на градостроительном совете за перевод земель в соответствие с фактическим использованием, однако с сохранением участков, зарезервированных под школы и детские сады. Это не значит, что застройки на этом районе не может быть совсем, однако получить землю под возведение дома компаниям будет сложнее.
В Ярославле есть пример, когда жители частного сектора отстаивали свое право жить в малоэтажных кварталах. Например, жители Твериц выходили на улицу и бунтовали, когда рядом с ними хотели построить 7–17-этажные дома. В итоге они согласились изменить высотность максимум до 4 этажей. Таким образом, новые дома рядом с частными коттеджами не будут смотреться настолько контрастно.