Пожалуй, в коммунальной практике больше всего вопросов связано с начислением платежа на общедомовые нужды. Почему многие жители нашего города отдают за коммуналку баснословные суммы и кто в этом виноват, разбирался портал 76.ru.
В редакцию обратилась жительница дома №9 по улице Александра Невского Ирина Николаева (фамилия и имя изменены). Каждый месяц ей приходят огромные счета за воду – по 70 кубов! Такого объема воды хватит на целую городскую баню. Причем индивидуального счетчика у нее нет, женщина платит по нормативу.
«В нашем доме индивидуальные счетчики не установлены только в трех квартирах, – рассказывает Ирина Николаева. – Всю «недосдачу» в показаниях общедомового счетчика председатель ТСЖ раскидывает на три наши квартиры. Суммы получаются огромные! Насколько это правомерно?»
С этим вопросом мы обратились к директору департамента Государственного жилищного надзора, главному государственному жилищному инспектору Ярославской области Денису Мещерякову.
«Это незаконно, – объясняет Денис Мещеряков. – Разницу необходимо списывать со всех квартир в доме, пропорционально жилплощади. Это и будут расходы на общедомовые нужды. В подобных случаях необходимо писать заявление в департамент Госжилнадзора».
Заявление можно отправить в электронной форме. Достаточно зайти на сайт, выбрать раздел «Написать письмо» и составить жалобу в произвольной форме.
Больше всего жильцов в Ярославле волнуют вопросы содержания и ремонта жилья. Таких жалоб примерно половина. Людей волнует состояние подъездов, протекающая кровля, инженерные сети. Порядка 35% обращений – это жалобы на оказание коммунальных услуг. Основные претензии – услуга оказана некачественно, либо просят проверить порядок расчета ОДН.
К сожалению, жалоба Ирины – случай не единичный. Зачастую управдомы, чтобы увеличить сумму, скажем, за электроэнергию, в квитанцию включают площадь лестничных пролётов. Кто из жильцов проверяет эти цифры? Или, например, в зимнее время общедомовой расход воды не может быть большим, ведь поливать газоны не надо. Сами того не подозревая, жители домов платят даже за гаражи и магазины, расположенные на первом этаже. Жильцов многоквартирных домов вынуждают оплачивать расходы по холодной воде и электроэнергии за злостных неплательщиков по показаниям общедомовых приборов. Специалисты в сфере ЖКХ призывают: не платите за соседей, постарайтесь разобраться в ситуации!
«По закону владелец квартиры обязан своевременно оплачивать коммунальные услуги, – рассказывает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – А фактически может сложиться такая ситуация, когда добросовестные потребители оплачивают своё индивидуальное потребление, а также пропорционально распределённые расходы на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учёта, куда могут попасть не только реальные расходы на освещение мест общего пользования (лестничные клетки и работа лифтового оборудования), но и расходы за недобросовестных потребителей. Ваше право заявить о несогласии платить за других в управляющую компанию, а она уже сама должна требовать задолженность с неплательщиков».
Если управляющая компаний не реагирует на ваши обращения, пишите заявления в департамент Госжилнадзора и прокуратуру. Потом можно обращаться в суд.
Порядка 75% обращений в департамент Госжилнадзора подтверждаются. Инспектор выдает предписание на устранение нарушений и возбуждает дело об административном правонарушении. После того, как срок предписания истек, выезжает другой инспектор с повторной проверкой. Если нарушение не устранено, также возбуждаются дела об административных правонарушениях и материалы направляются в суд. Обычно руководителя управляющей компании штрафуют.