Вообще скульптурных памятников в Ярославле относительно немного, особенно по сравнению с другими городами. Некоторые из памятников, такие как памятник Ярославу Мудрому, памятник Федору Волкову и скульптурная композиция «Троица», являются визитной карточкой города.
До начала «нулевых» Ярославль считался одним из самых бедных на памятники городов. Город украшали в основном изваяния Ленина и других деятелей советской эпохи. Но теперь каждый год в Ярославле появляются новые малые архитектурные объекты: скульптуры, арт-объекты, памятники. Некоторые из них вызывают у ярославцев восторг, а некоторые – недоумение.
Естественно, самые популярные – изображения медведя. Символ Ярославля в городе можно увидеть повсюду. Многие изготовлены из дерева, летом встречаются и из растений. Четыре медведя запечатлены в камне и металле.
Один из них – «Медведь с рыбой» от Зураба Церетели – находится в парке Тысячелетия Ярославля на набережной Которосли. Не обошел своим внимаем известный скульптор наш город.
Отношение к этому медведю у ярославцев неоднозначное. Церетели известен своей тягой к гигантизму и непропорциональными скульптурами. Например, доктор искусствоведения Татьяна Злотникова так оценила скульптуру: «Медведь стоит в позе разъяренного орангутанга. Известно, что у человекообразных обезьян все конечности были одинаковые по длине. Не спорю, может, у медведя они тоже одинаковые, но не такой же длины! Это немыслимо. Дар известного, талантливого в чем-то, скульптора крайне неудачен и неуместен как подарок к тысячелетию нашего города».
Кроме выглядящего достаточно агрессивным медведя, в городе насчитывается еще несколько скульптур Церетели. Партерную зону Губернаторского сада украшают три скульптуры Зураба Церетели – «Бегемот», «Черепаха», «Пеликан».
Там же расположился и «Дон Кихот с цветком» работы Николая Силиса. Первоначально Дон Кихот смотрел на ромашку в руке, а сейчас цветка нет.
Неподалеку расположен музей «Музыка и время», на территории которого установлен – кто бы вы думали? – «Писающий мальчик» – копия знаменитого брюссельского фонтана.
Еще в Ярославле, конечно, есть Петр и Февронья Муромские. Вообще, по количеству памятников в стране они имеют все шансы в самом ближайшем будущем обогнать Ильича.
Что еще? Бюсты. Вы любите бюсты? Я лично – нет. В Ярославле с бюстами все прекрасно. Их очень много, потому поклонникам есть где поживиться.
Один из современных памятников лично мне очень нравится. Это памятник оперному певцу Леониду Собинову на пересечении улиц Максимова и Трефолева у Ярославской областной филармонии. Бронзовый Собинов изображен в сценическом костюме в роли Ленского. Он стоит на треугольнике сцены.
На мой взгляд, этот памятник – удивительная гармония эстетики и правильно выбранного места.
Если говорить о юмористических памятниках, то есть у нас и такие. Герои комедии Георгия Данелии «Афоня» (1975 год) – Афоня с собутыльником Колей разговаривают на улице Нахимсона. Несмотря на то, что скульптура была установлена всего несколько лет назад, ее уже приходилось реставрировать – фотографировавшиеся с героями туристы натерли Афоню до блеска.
В наличии и арт-объекты. В основном, речь идет о таких, копии которых уже установлены в других городах. «Знак, рядом с которым все фотографируются» ярославцы обсуждали не меньше месяца.
Немало эмоций разного рода вызвал и арт-объект в виде красно-белой надписи «Я люблю Ярославль», который установили на улице Подзеленье в центре города.
Но, надо признать, далеко Ярославлю до многих других городов страны. Памятников у нас не так много, и все они относительно классические. Ярчайшие представители скульптурного креатива – Йошкар-Ола и Екатеринбург.
В Йошкар-Оле есть памятники и скульптуры всех мастей – здесь увековечили даже Грейс Келли и князя Ренье (хотя, казалось бы, при чем здесь вообще Йошкар-Ола?), патриарха Алексия Второго, а также, внезапно, Лоренцо ди Пьеро де Медичи.
В Екатеринбурге много необычных арт-объектов – огромная терка, символизирующая переговоры, или вентилятор, напоминающий об аномальной летней жаре...
Хорошо, что ушли в прошлое времена, когда памятники почти не отличались друг от друга, когда монументы походили друг на друга, как братья-близнецы. Теперь фантазию скульпторов не сдерживает цензура. Они не боятся экспериментировать, их креативу нет предела. Главное, не забывать о чувстве меры, а то быть в Ярославле памятнику Грейс Келли.