Отныне рекламные конструкции в России могут быть установлены только после предварительного внесения в схему их размещения. По мнению ярославских властей, это нововведение позволит покончить с «рекламной вакханалией» в Ярославле.
Уже давно назрела очевидная необходимость освободить улицы города от рекламных конструкций, которые нарушали архитектурный облик города, были не безопасны для движения транспорта и пешеходов.
«Рекламщики превращают Ярославль в доску объявлений, – возмущается ярославна Анна Шибаева. – Со всех сторон – баннеры, стойки, растяжки, штендеры, плакаты. На фасадах домов огромные растяжки, а рядом с подъездами щиты».
В некоторых городах проблему решают радикальными методами. Например, в бразильском мегаполисе Сан-Паулу вообще нет уличной рекламы – она там просто запрещена. В Ярославле наружку, конечно, запрещать не станут, однако ее количество в ближайшее время уменьшится. Схема размещения рекламных конструкций будет разрабатываться муниципальным образованием и согласовываться в порядке, установленном уполномоченным органом субъекта РФ. Согласно новому федеральному закону ФЗ № 38 «О Рекламе», каждое муниципальное образование должно подготовить соответствующую схему существующего и возможного размещения конструкций на своей территории и предоставить ее в областной департамент строительства на согласование. Основной вопрос – государственная и муниципальная собственность и ее использование в качестве территории размещения рекламы.
«В Ярославле более полутора тысяч незаконных рекламных конструкций, нам необходимо наконец-то навести порядок в этой сфере, – сказал заместитель мэра Ярославля по градостроительству Евгений Розанов. – В первую очередь, сейчас демонтируются крупные арочные конструкции и растяжки на городских улицах и магистралях. Вакханалию с наружной рекламой в Ярославле пора прекращать».
В 2009-2012 годы органами местного самоуправления демонтировалось около 100 незаконных рекламных сооружений в год.
Кроме того, это опасно: за нелегальную конструкцию никто не несет ответственности. Напомним, в прошлом году в Ярославле из-за сильного ветра часть незаконно размещенного на здании рекламного носителя обрушилась на балкон одной из квартир в доме по Московскому проспекту, пожилой женщине пришлось за свой счет восстанавливать балкон. Зачастую рекламные баннеры продолжают висеть после того, как владелец нежилого помещения переехал, жильцы жалуются, а у управляющих компаний нет денег на демонтаж. В управдомах считают, что благодаря схеме коммунальщики смогут грамотно организовать работу по обслуживанию фасадов.
После того, как схема пройдет комплексное согласование в профильных департаментах области, местные власти смогут утвердить схемы размещения рекламных конструкций и заключать контракты на их размещение. Схемы должны быть утверждены до 1 января 2014 года. Предельный срок, на который могут заключаться договоры, определит региональное правительство.
«Органы исполнительной власти области не устанавливают типы и виды рекламных конструкций – это компетенция и право местных властей – пояснил первый заместитель директора департамента строительства Ярославской области Виктор Жучков. – Предмет согласования на уровне правительства области – соответствие требованиям безопасности, градостроительным нормам и правилам, документам территориального планирования и обеспечение соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки».
Много претензий у властей и архитектурного сообщества вызывают внешний вид и типы рекламных конструкций. В Переславле, например, сейчас формируют собственную схему и на местном уровне прорабатывают определенные требования к облику конструкций, которые позволят сохранить уникальную архитектурную среду исторического центра города. В Ярославле для решения этих вопросов будет создана рабочая группа. В течение ближайшей недели из каждого муниципального образования в областной департамент строительства будут поступать предложения для окончательного утверждения состава представляемых материалов и порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на областном уровне.