В санатории «Красный холм» восстанавливают старинную усадьбу, принадлежавшую купцу Николаю Пастухову. А в центре Ярославля собираются продать с аукциона очередной объект культурного наследия 19 века, чтобы пополнить городскую казну. Историческая недвижимость привлекает инвесторов.
Во всем мире многие памятники архитектуры столетиями находятся в частных руках. Однако в Ярославле ситуация сложнее. С одной стороны, недобросовестные собственники порой до неузнаваемости меняют облик здания-памятника, вместо того чтобы выносить пользу из его исторических свойств, а с другой стороны, многие объекты культурного наследия столицы находятся в критическом положении.
Сейчас в Ярославской области насчитывается 1639 памятников истории и культуры. Лишь 20 процентов из них в удовлетворительном состоянии. Состояние остальных оставляет желать лучшего. Многим зданиям требуются безотлагательные аварийные работы.
Выставляя памятники на аукционы, государство берет на себя роль своеобразного риелтора. Его задача – не получить максимальную быструю прибыль, а эффективно капитализировать городские ресурсы. Поэтому на торги выставляют те здания, которые больше всего нуждаются в хозяине: давно заброшенные, требующие срочной реставрации. Часто удается найти инвестора, который, став собственником или арендатором, вкладывает средства в восстановление памятника. Причем закон предусматривает возможность приспособить объект под современное использование.
18 ноября состоится аукцион, где будет продаваться объект культурного наследия «Дом Ширяевой». В здании 19 века, расположенного на Которосльной набережной, располагался клуб юных моряков и речников. Начальная цена двухэтажного особняка площадью около 1000 квадратных метров – 29 миллионов 300 тысяч рублей. Но здание мало просто купить – его нужно поддерживать в хорошем состоянии.
«Законодательство четко устанавливает, что при продаже памятника культурного наследия обязательной является его охрана, – говорит заместитель директора Департамента культуры Ярославской области Юрий Аврутов. – Соответственно, это становится обременением права собственности, согласно которому владелец памятника должен нести бремя содержания и сохранять объект культурного наследия. Говоря обычным языком, он не может изменять облика памятника, перестраивать его или достраивать, то есть совершать какие-либо действия, которые могут причинить вред и повлечь утрату памятником своего значения, которое было установлено при принятии его под государственную охрану. Мы будем следить за выполнением данных обязательств. Если они не исполняются, мы заставляем это делать через суд».
На территории санатория «Красный холм» сейчас реставрируют старинную купеческую усадьбу 19 века. Она принадлежала известному купцу Николаю Пастухову. Облик одного из домов усадьбы сейчас полностью восстановлен.
«Раньше в советское время в санатории здесь располагался лечебный корпус, здесь проводились процедуры, – рассказала ГТРК «Ярославия» главный врач санатория «Красный холм» Анна Виноградова. – А в настоящее время, после реконструкции, когда здесь все перестроили с сохранением вот этого духа, атмосферы дома, здесь стали располагаться хорошие комфортабельные номера».
В исторических стенах расположились жилые номера со всеми удобствами. Здесь сохранены исторические элементы – лестница имеет кованые перила, а в номерах восстановлены печные изразцы.
Если отталкиваться от западного опыта, то он свидетельствует о том, что инвесторов следует целенаправленно привлекать к работе с исторической недвижимостью.
«Этому могут способствовать ясные и прозрачные механизмы взаимодействия с государством (от момента торгов до повседневного контроля за собственником), налоговые льготы и субсидии для инвесторов, – считает аналитик Игорь Ефимов. – Государство должно понимать, что инвестор делает свой вклад в городскую экономику, не столько уплачивая разовую цену здания, сколько реставрируя памятник и поддерживая его состояние. И мировой, и российский опыт подтверждает, что особо ответственными собственниками становятся потомки бывших владельцев здания».
Однако следует понимать, что инвестор несет большие риски, так как решения по согласованиям принимаются научно-методическими советами, и в процессе производства работ может быть принято решение о пересмотре проекта «в связи с вновь выявленными обстоятельствами».