Власти Ярославской области объявили об административной реформе в регионе. Вместо районов собираются сделать административные округа — объединят входящие в нынешние районы городские и сельские поселения. У муниципального округа будет единый глава, общий бюджет и имущество. Сами поселения как административные единицы перестанут существовать, не будет их глав, депутатов.
В качестве плюсов реформы областные чиновники называют то, что повысится инвестиционная привлекательность территорий, а затраты на содержание чиновников и проведение выборов сократятся. При этом обещают, что специалисты поселенческих администраций физически останутся на прежних местах и будут работать в качестве подразделений администраций округов. Правда не понятно в каком составе. Территориальные единицы — города, деревни, села — сохранятся. Соответственно менять регистрацию и другие документы жителям не придется.
Но жители подозревают, что из-за преобразований власть может еще более отдалиться от народа.
— В каждом поселении работал специалист, который решал все вопросы, особенно проблемы бабушек и дедушек, которым физически тяжело доехать до районного центра. А теперь мотайтесь сами, сидите в огромных очередях, а они будут обязательно. Ну и что хорошего для народа? — написал в комментариях по теме читатель нашего сайта.
Портал 76.RU обратился к федеральному эксперту — профессору географического факультета МГУ Наталье Зубаревич, чтобы понять, каковы на самом деле плюсы и минусы грядущей реформы, чего ждать людям.
— Когда Козак реализовывал двухуровневую реформу*, очень многие эксперты говорили, что на низовом уровне не будет ни денег, ни полномочий. В общем так и получилось. Сейчас для экономии бюджетных средств, чтобы не платить работникам низовых органов местного самоуправления, решили всё вернуть назад — были муниципальные районы, станут муниципальные округа. Этот процесс сейчас идет во многих регионах. Это значит, что какая-нибудь баба Маня, чтобы получить какую-то справку, будет ехать за 30−40 километров в райцентр. Это плохо. С другой стороны, низовой уровень тоже ничего не решает, никакими деньгами не располагает, при этом там сидят люди (в 2004−2005 годах у нас получилось 300–400 дополнительных служащих), получают зарплату. Сейчас решили сэкономить. Я бы сказала, что одно плохое решение сменилось другим плохим решением.
* Действующую сейчас двухуровневую систему муниципальной власти с разделением полномочий между поселениями и районами создали в начале 2000-х годов. Разработчиком концепции называют Дмитрия Козака, который на тот момент был заместителем руководителя администрации президента.
На вопрос, какое решение могло бы стать хорошим, эксперт ответила:
— Пока такого нет. Потому что, например, в Ярославской области большинство районов являются дотационными. Более-менее себя кормят только Ярославль и Рыбинск. И при тех нормах и правилах, которые сейчас установлены по отчислению налога на доходы физлиц, налога на имущество физлиц, периферийные муниципалитеты так и будут иметь минимум. Как это исправить, я не знаю.
Наталья Зубаревич — российский экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии, доктор географических наук, профессор. Также Зубаревич автор так называемой теории четырех Россий. Первая объединяет Москву, Санкт-Петербург и другие города-миллионники, за исключением Омска, Перми, Челябинска, Воронежа, Волгограда и Уфы. В них население представляет собой преимущественно постиндустриальное общество, концентрируется средний класс, люди имеют доступ к рабочим местам, рынкам, культуре и интернету. В эти города направлена основная внутренняя миграция. Вторая объединяет Омск, Пермь, Челябинск, Волгоград, Воронеж, Уфу, прочие индустриальные города, моногорода с населением от 20 до 250 тысяч жителей, а также крупные промышленные города — Тольятти, Череповец и другие. Население этих городов в основном занято в промышленности, недостаточно образовано и продолжает вести, по мнению автора, «советский образ жизни». Платежеспособность населения низкая. Третья — Россия — это глубинка: малые города и деревни. Население здесь сокращается и стареет. Четвертая включает республики Северного Кавказа и юга Сибири (Тыва, Алтай). Экономика этих регионов зависит от поддержки федерального центра.
Напомним, реализовать реформу в Ярославской области намерены к середине 2025 года.