Tilda Publishing
На секретной гавани, за закрытыми дверями: экскурсия на Ярославский речной порт
новости компаний
Речной вокзал, расположенный в центре Ярославля, прекрасно знают все жители города и области, и даже гости без труда подскажут, где его искать. Но речной вокзал хоть и главная артерия Ярославского речного порта, далеко не единственная. Всего в Ярославле пять причалов. А многие ли бывали за их закрытыми дверями? Какая работа ведется там изо дня в день? Обо всем по порядку.
По всем фронтам
Наверное, каждый из нас хоть раз катался на речных трамвайчиках по Волге или добирался на них до пригородных поселков, а путь на работу некоторые и вовсе не могут представить без паромных переправ. Но внутригородские и пригородные пассажирские перевозки далеко не всё, чем занимается Ярославский речной порт.


Интересный факт

Так, жизнь целого города в Ярославской области невозможна без паромной переправы. Тутаев разделен на две части Волгой, это редкий случай. Люди живут на одном берегу, а работают на другом, до больниц и банков доезжают по реке. В сутки около 1 000 человек переправляются с берега на берег. Поэтому Ярославский речной порт организовал грузопассажирскую переправу. То есть на теплоходе переправляются и пассажиры, и автомобилисты вместе со своим транспортом.
Сегодня на теплоходе «Москва» можно доехать от речного вокзала до Толги. «Москва» движется с остановками. Есть и пригородные маршруты: до села Константиново, Кузьминское, Новые Ченцы, и еще одно направление — Сады. Каждое воскресенье осуществляются экскурсионные полуторачасовые прогулки с аудиогидом.
Грузим грузы
Если не каждый день, то через день точно можно увидеть, как по Волге, кажется, неторопливо бегут баржи, груженные песком, щебнем или металлом. Но откуда и куда они плывут? Грузоперевозки и добыча песка, щебня и песчано-гравийной смеси — важнейшая составляющая деятельности Ярославского речного порта.
Если присмотреться, то можно увидеть, что «баржи» далеко не все на одно лицо. Все зависит от веса перевозимого груза. Так, в активе Ярославского речного порта есть буксиры-толкачи, бункерные баржи грузоподъемностью 2 500 тонн, и баржи-площадки, грузоподъемностью 3 000 тонн. Сегодня география районов плавания теплоходов порта охватывает всю Волгу от ее верхней части до Астрахани, Москву-реку до Южного Порта г. Москвы, Каму до Соликамска и Перми, Волго-Балтийский канал от Череповца до Онежского озера.

Где песок берете?
Добыча песка и песчано-гравийной смеси производится со дна Волги при помощи земснаряда.
Земснаряд – это судно технического флота, предназначенное именно для работ на дне и добычи материалов.
В процессе добычи песок или ПГС загружается на баржу. Кстати, для того, чтобы песок с баржи попал на берег, используется специальный гидроперегружатель или крановая техника.
Вот это фонтан
Процесс добычи песка со дна реки не доступен глазу и объективу фотокамеры, а вот процесс выгрузки песка с судна по трубопроводу — весьма захватывающее зрелище. И не сразу поймешь, что прямо из земли бьет фонтан песка, а не воды. А с первого взгляда и вовсе похоже на нефть. На сегодняшний день в Ярославле такой фонтан «спрятался» в Норском.


На берегу песок и песчано-гравийная смесь просушивается, и при помощи портальных кранов или автопогрузчиков погружается в грузовые автомобили или вагоны. После этого грузы отправляются к своим получателям. Ярославский речной порт отгружает речной песок в нескольких районах города: в районе Дядьково, на Полушкиной роще, в Норском и Перевалочном грузовом районе.
Главное управление
Основной грузовой район – сердце речного порта, находится на 2-й Портовой.
Создание Ярославского речного порта началось именно в этом месте, сегодня здесь расположилось портовое управление, здесь осуществляются и основные перевалочные операции.

Перевалка разного рода щебней, технической соли, металлопроката, лесоматериала, тарных штучных грузов.
Залог чистоты
Водный транспорт по праву считается одним из самых экологически чистых и безвредных видов транспорта. Но именно в этой отрасли поддержание чистоты используемых водных ресурсов является важнейшей составляющей. Ведь если в автомобиле понятно, как удаляют старое масло, например, то с теплоходами не всё так очевидно. И куда утекает, допустим, вода из крана на борту? Прямо в Волгу? Да и вообще, откуда берется эта вода на судне, тоже из реки? На самом деле, за все эти процессы отвечают специальные теплоходы, осуществляющие обслуживание как пассажирских, так и грузовых судов.
Как это происходит?
Обслуживающий теплоход может эксплуатироваться в двух режимах: как просто сборщик для накопления и передачи отходов на береговые очистные сооружения, так и непосредственно в качестве очистительной станции.
На каждом судне есть системы, благодаря которым все «отработавшие» или лишние жидкости скапливаются в своих резервуарах. Теплоход пришвартовывается к судну, неважно, у берега или прямо на середине водоема, и забирает резервуары с отходами и остальной бытовой мусор. На борту очистительной станции «отработавшие» жидкости сразу собираются в накопительные приемники и дальше проходят все стадии очистки.
В распоряжении Ярославского речного порта есть очистительные станции ОС-1 и ОС-21, производящие услуги обслуживания флота. Это сбор и вывоз судовых, сточных вод, вывоз сухого мусора, сбор материалов, загрязненных нефтепродуктами, и сбор отработанных фильтров. А также Ярославский речной порт оказывает услуги по снабжению судна водой, электричеством, топливом и маслом.


Спецпричал

Кстати, чтобы избавиться от отходов, существует еще один способ. Судно самостоятельно пришвартовывается к спецпричалу, где происходит прием и утилизация жидких бытовых отходов. В Ярославле такой спецпричал находится на Тормозном шоссе. Его оборудование предназначено для сбора таких отходов со специальных судов с последующим накоплением, хранением и перекачкой на очистные сооружения.
Доктор для судов
Речной порт — это не только работа, связанная с водой — перевозками и добычей, но еще и пункт, где есть возможность получить помощь технических специалистов. Ведь судно — это тоже, можно сказать, живой организм. Именно поэтому за всеми его «органами» нужно тщательно следить, и, если что-то пошло не так, обращаться к профессионалам. Причем ремонт судна может производиться как на плаву, так и на суше с использованием док-кессона. Судоремонтная мастерская в Ярославле расположилась на левом берегу реки Волги в районе поселка Парково.
Док-кессон представляет собой металлический трехбашенный «ящик», который изготовлен по обводам корпуса судна, с наклонными стенками башен.
Зимняя спячка
Водные грузоперевозки широко распространены, но не всегда судно выгодно после выгрузки перегонять пустым в точку базирования.
Иногда его проще и надежнее поставить на «стоянку» в речном порту города. Особенно востребована услуга отстоя судов в зимний период, когда водное сообщение замирает на время. Ведь в порту за судном ведется круглосуточное наблюдение, более того, специалистами могут проводиться ремонтно-профилактические работы.
Юбилейный год
Ярославский речной порт – это не одна, и даже не две точки на карте города.
Почти в каждом районе есть пункты его базирования, где день изо дня специалисты предприятия выполняют подчас очень тяжелую работу. В этом году Ярославский речной порт отмечает юбилей – семьдесят лет со дня основания.
Речной порт в Ярославле был создан после Второй мировой войны на базе пристани Ярославль, основанной со времени XIII века. Развивая производственные мощности, порт из года в год увеличивал свой грузооборот и расширял номенклатуру перерабатываемых грузов. Сегодня ОАО «Ярославский речной порт» соответствует всем требованиям современного развитого транспортного предприятия.
“ Уважаемые коллеги!

Ярославскому речному Порту исполняется 70 лет. Для компании, как и для человека, 70 – это и много, и мало, это целый жизненный путь с радостями и терниями, с подъемами и испытаниями. Я поздравляю Вас с юбилеем Порта, благодарен Вам за вклад Вашего труда в результаты наших достижений. Ваши знания и таланты, единство и целеустремленность служат для нашего Порта крепкой и надежной опорой. Я желаю Вам успешных трудовых будней. Пускай в Вашей жизни все идет в потоке радости, счастье из берегов семейной жизни не выходит, в сердце бушует любовный шторм, полного штиля в Душе, силы в Духе!"
— Валерий Иванович Абидин, Генеральный директор ОАО «Ярославский речной порт»