Семейные истории
На Северной магистрали создали фотопроект о династиях
За почти двухвековую летопись стальных магистралей страны железнодорожные традиции стали неотъемлемой частью отраслевой культуры. Они помогают решать профессиональные задачи, передавать знания и опыт, осуществлять намеченные планы, успешно справляться с трудностями.
Сегодня на Северной магистрали более 100 династий. Для северян-железнодорожников их труд — дело жизни, когда из поколения в поколение передается опыт, правила, навыки и умения, а вместе с ними — любовь к профессии. Трудовые династии — это прошлое, настоящее и будущее нашей страны.
Сегодня на Северной магистрали более 100 династий. Для северян-железнодорожников их труд — дело жизни, когда из поколения в поколение передается опыт, правила, навыки и умения, а вместе с ними — любовь к профессии. Трудовые династии — это прошлое, настоящее и будущее нашей страны.
Фотопроект «Семейные истории» посвящен Году железнодорожных традиций в ОАО «РЖД» и приурочен к Году семьи в России.
В памяти инспектора Архангельского билетного бюро Марины Хламовой остался старый деревянный вокзал, перрон, незабываемый запах железной дороги, зеленый состав пассажирского поезда и непреодолимое желание ехать далеко-далеко. Ее отец Генрих Зарубин, его брат Зиновий и сестра Муза — все трудились в локомотивном депо. А до этого, когда депо еще было паровозным, там работал дед Марины Алексей.
Сейчас Марина живет в доме рядом с железной дорогой, просыпается под стук колес. Это дом, где жили бабушка и дедушка мужа, тоже железнодорожника. Дед Евгений Синицын был начальником отдела движения в Няндомском отделении Северной железной дороги, его дочь Татьяна Евгеньевна работала главным бухгалтером МЧ-5 станции Архангельск. В этом старом доме выросло еще одно, четвертое поколение железнодорожной семьи. Сегодня внук любит гулять по перрону и знает все названия локомотивов. А на Ярославском отделении Северной магистрали трудится еще одна «ветка» — сестра Марины Людмила Брамская, ее муж Анатолий и племянники. Они не только продолжили династию, но и расширили ее географию.
Сейчас Марина живет в доме рядом с железной дорогой, просыпается под стук колес. Это дом, где жили бабушка и дедушка мужа, тоже железнодорожника. Дед Евгений Синицын был начальником отдела движения в Няндомском отделении Северной железной дороги, его дочь Татьяна Евгеньевна работала главным бухгалтером МЧ-5 станции Архангельск. В этом старом доме выросло еще одно, четвертое поколение железнодорожной семьи. Сегодня внук любит гулять по перрону и знает все названия локомотивов. А на Ярославском отделении Северной магистрали трудится еще одна «ветка» — сестра Марины Людмила Брамская, ее муж Анатолий и племянники. Они не только продолжили династию, но и расширили ее географию.
356 лет отдали железной дороге пять поколений семьи Акуловых-Парамоновых. Родоначальник династии Иван Горбунов был машинистом паровоза, затем ревизором. Следующее поколение — машинист паровозного депо станции Котлас Иван Акулов, строймастер и плотник СМП-353 Михаил Парамонов и шофер автобазы Василий Бессолов имеют не только благодарности на трудовом фронте, но и боевые награды. Они — ветераны Великой Отечественной войны.
Владимир и Елена Акуловы и Анатолий и Татьяна Парамоновы также выбрали в жизни железнодорожные профессии: дежурный по отделению, билетный кассир, осмотрщик-ремонтник вагонов, кладовщик камеры хранения. А представитель младшего поколения — инженер Северного центра научно-технической информации и библиотек Лариса Акулова. Ее муж Роман тоже железнодорожник. Он руководит Топливно-энергетическим центром СЖД. У них три дочери, старшая Яна тоже пошла по стопам родителей, работает инженером экономической группы Ярославского центра метрологии.
Владимир и Елена Акуловы и Анатолий и Татьяна Парамоновы также выбрали в жизни железнодорожные профессии: дежурный по отделению, билетный кассир, осмотрщик-ремонтник вагонов, кладовщик камеры хранения. А представитель младшего поколения — инженер Северного центра научно-технической информации и библиотек Лариса Акулова. Ее муж Роман тоже железнодорожник. Он руководит Топливно-энергетическим центром СЖД. У них три дочери, старшая Яна тоже пошла по стопам родителей, работает инженером экономической группы Ярославского центра метрологии.
Павел Винокуров родился в 1911 году, рано осиротел, стал беспризорником, попал в детский дом. В 1935-м был арестован за «антисоветскую пропаганду», а в 1937-м оказался на строительстве Северо-Печорской магистрали в Коми АССР. В годы войны его освободили, но он остался на строительстве Севжелдорстроя. Затем семья переехала на станцию Ижма, ныне город Сосногорск, и до конца дней работала на Сосногорском отделении Северной магистрали.
Дело отца продолжили дети. Сын Геннадий работал мастером водоснабжения станции Сосногорск, дочь Валентина Демиденко была заместителем начальника дирекции по обслуживанию пассажиров Сосногорского отделения дороги, начальником железнодорожного вокзала станции Ухта. Еще одна дочь Нина Овчухова трудилась в отделе учета отделения дороги. Железнодорожниками стали и внуки и правнучка Павла Винокурова. Они трудятся в Ухте, Сосногорске и Ярославле.
Дело отца продолжили дети. Сын Геннадий работал мастером водоснабжения станции Сосногорск, дочь Валентина Демиденко была заместителем начальника дирекции по обслуживанию пассажиров Сосногорского отделения дороги, начальником железнодорожного вокзала станции Ухта. Еще одна дочь Нина Овчухова трудилась в отделе учета отделения дороги. Железнодорожниками стали и внуки и правнучка Павла Винокурова. Они трудятся в Ухте, Сосногорске и Ярославле.
Елизавета Коршунова стала проводником в далеком 1936 году. А спустя три года в вагонное депо станции Иваново-пассажирская, где она работала, на должность столяра устроился Василий Голованов. Так, благодаря «железнодорожному» роману, появилась семья, а затем и династия Головановых. В 1942 году Василий ушел на фронт, а когда вернулся, снова устроился на железную дорогу. Много лет он проработал плотником в локомотивном депо.
Дочери, Александра и Татьяна, по примеру родителей связали свою жизнь с Северной магистралью. Александра награждена знаком «Почетный железнодорожник». Ее муж Юрий Матвеев начинал помощником машиниста паровоза, а закончил трудовую деятельность в должности главного технолога локомотивного депо. Муж Татьяны Александр Челышев работал электриком в дистанции гражданских сооружений. Жена сына Юрия – помощником начальника отдела движения Ивановского отделения. Сейчас на дороге работает Наталья Матвеева. Она — ведущий технолог Ярославского информационно-вычислительного центра. А в семье с улыбкой вспоминают, как семейный праздник вдруг превращался в производственное совещание.
Дочери, Александра и Татьяна, по примеру родителей связали свою жизнь с Северной магистралью. Александра награждена знаком «Почетный железнодорожник». Ее муж Юрий Матвеев начинал помощником машиниста паровоза, а закончил трудовую деятельность в должности главного технолога локомотивного депо. Муж Татьяны Александр Челышев работал электриком в дистанции гражданских сооружений. Жена сына Юрия – помощником начальника отдела движения Ивановского отделения. Сейчас на дороге работает Наталья Матвеева. Она — ведущий технолог Ярославского информационно-вычислительного центра. А в семье с улыбкой вспоминают, как семейный праздник вдруг превращался в производственное совещание.
Основоположник династии Николай Павлович был помощником машиниста паровоза в депо Няндома. Его жена Анна Михайловна работала в том же депо фрезеровщиком. И первые сто лет — на счету этой семейной пары. Их сын Игорь стал директором спортзала «Локомотив». Сейчас он на пенсии, но многие няндомцы помнят, с каким энтузиазмом он развивал спорт в родном городе. Его жена Наталья приехала в Архангельскую область после окончания МИИТа да так и осталась. 30 лет она трудилась в Няндомской дистанции гражданских сооружений. И конечно, занималась спортом, участвовала в соревнованиях по волейболу и теннису в составе женской команды Няндомского узла.
Для их дочери Светланы не было вопроса о выборе профессии. В 2001 году она закончила МИИТ, по распределению была направлена в Ярославскую дирекцию по обслуживанию пассажиров. Сейчас Светлана Федотова (Зыбкина) — ведущий экономист в службе экономики Северной дирекции инфраструктуры. В 2022 году ее наградили знаком «За безупречный труд 20 лет». Ее муж Алексей Федотов — кстати, он тоже из Няндомы и тоже из железнодорожной семьи, — начальник участка в административно-хозяйственном центре Северной железной дороги. Отец Алексея 40 лет отработал в Няндомской дистанции пути. Его брат Анатолий Зыбкин учился в МИИТ, в составе стройотряда в 80-е годы ездил на БАМ, работать остался в столице. Его жена Ирина Зыбкина работает главным специалистом в бухгалтерской службе ОАО «РЖД», награждена знаком «За безупречный труд 20 лет».
Для их дочери Светланы не было вопроса о выборе профессии. В 2001 году она закончила МИИТ, по распределению была направлена в Ярославскую дирекцию по обслуживанию пассажиров. Сейчас Светлана Федотова (Зыбкина) — ведущий экономист в службе экономики Северной дирекции инфраструктуры. В 2022 году ее наградили знаком «За безупречный труд 20 лет». Ее муж Алексей Федотов — кстати, он тоже из Няндомы и тоже из железнодорожной семьи, — начальник участка в административно-хозяйственном центре Северной железной дороги. Отец Алексея 40 лет отработал в Няндомской дистанции пути. Его брат Анатолий Зыбкин учился в МИИТ, в составе стройотряда в 80-е годы ездил на БАМ, работать остался в столице. Его жена Ирина Зыбкина работает главным специалистом в бухгалтерской службе ОАО «РЖД», награждена знаком «За безупречный труд 20 лет».
Династия Кузьмичевых началась с Петра Афанасьевича, который пришел на дорогу в 1942 году и всю жизнь проработал путевым обходчиком, и его жены Екатерины Дмитриевны — путевой рабочей. Семья была большая, многодетная, жили трудно. Отец посоветовал сыну Владимиру пойти по его стопам, связать жизнь с железной дорогой. Владимир начинал слесарем в паровозном депо станции Данилов, а закончил свою трудовую деятельность машинистом электровоза.
Любовь к профессии он передал своим сыновьям Сергею и Андрею, которые стали машинистами электровозов. Их жены тоже работали на дороге. Галина, жена Сергея, — дежурной по станции, жена Андрея Тамара — мастером в железнодорожной парикмахерской. В семье всегда говорили о железной дороге. Так что Максим, сын Сергея и Галины Кузьмичевых, после окончания школы подал документы в Ярославский техникум железнодорожного транспорта, затем заочно окончил Московский институт инженеров транспорта и теперь трудится диспетчером в Центре управления содержанием инфраструктуры. Сегодня Максим отвечает за безопасность движения, контролирует выполнение всех видов работ.
Любовь к профессии он передал своим сыновьям Сергею и Андрею, которые стали машинистами электровозов. Их жены тоже работали на дороге. Галина, жена Сергея, — дежурной по станции, жена Андрея Тамара — мастером в железнодорожной парикмахерской. В семье всегда говорили о железной дороге. Так что Максим, сын Сергея и Галины Кузьмичевых, после окончания школы подал документы в Ярославский техникум железнодорожного транспорта, затем заочно окончил Московский институт инженеров транспорта и теперь трудится диспетчером в Центре управления содержанием инфраструктуры. Сегодня Максим отвечает за безопасность движения, контролирует выполнение всех видов работ.
Четыре поколения семьи Проворовых связали свою жизнь с железной дорогой. Братья Василий 1899 года рождения и Борис 1906-го — сыновья крестьянина деревни Горки Турундаевской волости Вологодской губернии. Старший окончил Второе Вологодское железнодорожное училище, а младший пошел по его стопам. Они и стали основателями железнодорожной династии, общий стаж которой насчитывает более 150 лет. Продолжателями стали два сына Бориса — Алексей и Василий. Алексей прошел путь от кочегара паровоза до начальника отдела Вологодского отделения Северной железной дороги. Его супруга Зоя всю жизнь проработала в химико-технической лаборатории локомотивного депо Вологда. Василий был техником депо, затем помощником машиниста электровоза и машинистом тепловоза, а затем стал локомотивным диспетчером отдела движения Вологодского отделения.
Третье поколение династии Проворовых представляет сын Алексея и Зои Игорь. Он работает в сфере обеспечения экологической безопасности на железнодорожном транспорте, пройдя путь от инженера до начальника лаборатории. Старшая дочь Игоря Марина вышла замуж за железнодорожника. В семье подрастает внук Лев, который очень любит играть в железную дорогу. И пока его локомотив на радиоуправлении работает исправно и без аварий!
Третье поколение династии Проворовых представляет сын Алексея и Зои Игорь. Он работает в сфере обеспечения экологической безопасности на железнодорожном транспорте, пройдя путь от инженера до начальника лаборатории. Старшая дочь Игоря Марина вышла замуж за железнодорожника. В семье подрастает внук Лев, который очень любит играть в железную дорогу. И пока его локомотив на радиоуправлении работает исправно и без аварий!
В 1929 году 19-летняя Анна Путова устроилась на Ярославский паровозоремонтный завод и отработала на нем 38 лет. Ее муж Михаил был паровозным диспетчером. Дочери Зоя и Любовь по 35 лет отработали в Ярославской дистанции сигнализации и связи. Дочь одной из них Ольга Котомина сейчас возглавляет сектор руководящих кадров Северной дирекции инфраструктуры, имеет 30-летний стаж работы на дороге. Сын Путовых Владимир железнодорожником не стал, а вот его супруга Долинда первой в роду занялась грузовой работой. Ее стаж на Северной дороге — 30 лет, последняя должность — заведующая грузовым двором станции Ярославль.
Железнодорожниками были отец и дед Долинды. Ее дед в 1937 году предотвратил крушение поезда и был награжден знаком «Отличный путеец», а отец ушел добровольцем на фронт и погиб в 1943 году. Дочь Долинды Елена Рыбникова также выбрала для себя работу на магистрали, а ее муж Сергей — один из создателей Диспетчерского центра управления перевозками, почетный железнодорожник. Общий стаж династии составляет 355 лет. И он будет только увеличиваться, так как на Северную магистраль уже пришли представители самого младшего поколения этой семьи.
Железнодорожниками были отец и дед Долинды. Ее дед в 1937 году предотвратил крушение поезда и был награжден знаком «Отличный путеец», а отец ушел добровольцем на фронт и погиб в 1943 году. Дочь Долинды Елена Рыбникова также выбрала для себя работу на магистрали, а ее муж Сергей — один из создателей Диспетчерского центра управления перевозками, почетный железнодорожник. Общий стаж династии составляет 355 лет. И он будет только увеличиваться, так как на Северную магистраль уже пришли представители самого младшего поколения этой семьи.
Железнодорожная династия Смысловых-Лихачёвых насчитывает более 200 лет. Начало ей положила Ольга Смыслова, которая в 1952 году поступила на должность расценщицы в паровозное депо станции Всполье Ярославской железной дороги. Ее муж Владимир начал работать в электроцехе локомотивного депо Ярославль-Главный, затем трудился электриком восстановительного поезда станции Ярославль-Главный. Чуть позже в локомотивное депо Ярославль-Главный пришла младшая сестра Ольги Валентина Горбунова. Она окончила МИИТ и работала в грузовой службе управления Северной железной дороги, отдав магистрали сорок лет.
Династию продолжили дети — Олег и Лариса Лихачёвы. За многолетний добросовестный труд Олег награжден знаком «Почетный железнодорожник», Лариса — знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет». Младший сын Олега и Ларисы и его жена — тоже железнодорожники. Антон — начальник сектора корпоративных проектов и обеспечения коммуникационной деятельности службы корпоративных коммуникаций Северной железной дороги, Елена работает в службе управления персоналом Северной железной дороги.
Династию продолжили дети — Олег и Лариса Лихачёвы. За многолетний добросовестный труд Олег награжден знаком «Почетный железнодорожник», Лариса — знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет». Младший сын Олега и Ларисы и его жена — тоже железнодорожники. Антон — начальник сектора корпоративных проектов и обеспечения коммуникационной деятельности службы корпоративных коммуникаций Северной железной дороги, Елена работает в службе управления персоналом Северной железной дороги.
Двоюродные братья Василий и Иван Тарасовы начали работать в депо Череповец в 1919 году. Василий начинал слесарем по ремонту паровозов, затем стал машинистом. Иван прошел путь от подручного слесаря до машиниста-инструктора и инженера техническое бюро. Оба награждены орденами Ленина. Оба воспитали достойную смену. Сын Василия Владимир работал кочегаром, помощником машиниста и машинистом тепловоза. Дочь Ивана Людмила трудилась сначала в локомотивном депо, затем в поликлинике.
Эти семьи породнились с другими железнодорожными кланами — Светловыми и Шаровыми — и создали большое «железнодорожное» семейное древо. Сейчас в локомотивном депо Череповец машинистом трудится внук Ивана Тарасова Александр.
Эти семьи породнились с другими железнодорожными кланами — Светловыми и Шаровыми — и создали большое «железнодорожное» семейное древо. Сейчас в локомотивном депо Череповец машинистом трудится внук Ивана Тарасова Александр.
Михаил начал свою трудовую деятельность кочегаром паровоза, и всё развитие локомотивного депо Сольвычегодск проходило на его глазах. Супруга Зоя устроилась весовщиком на станцию Сольвычегодск и отработала на станции до пенсии уже в должности товарного кассира. Так родилась династия Шабалиных. После окончания школы пришел на железную дорогу и сын Виктор. Он трудился в том же локомотивном депо, что и его отец. Здесь же встретил свою будущую жену Наталью, которая также родилась и выросла в семье железнодорожников. На дороге трудятся сестра Натальи Галина Макарчук и ее супруг Сергей.
Сегодня представители династии работают на Ярославском и Сольвычегодском отделениях. В большой семье часто говорят на производственные темы. Так что и следующее поколение Шабалиных, скорее всего, тоже свяжет свою семью с железнодорожным транспортом.
Сегодня представители династии работают на Ярославском и Сольвычегодском отделениях. В большой семье часто говорят на производственные темы. Так что и следующее поколение Шабалиных, скорее всего, тоже свяжет свою семью с железнодорожным транспортом.
Заместитель начальника Северной дирекции моторвагонного подвижного состава Ксения Трофимюк с гордостью рассказывает о своей семье. В паровозном депо Всполье трудились сразу трое Карповых: ее прапрадед Василий, прадед Николай, его брат Александр, а также дед Борис Сусин и его брат Николай Сусин. В военные годы пришла на производство и прабабушка Павла Карпова. Бабушка Ангелина Сусина основную часть трудовой биографии посвятила работе в поликлинике на станции Ярославль-Главный. Другая бабушка всю жизнь работала в бухгалтерии станции Ярославль-Главный.
Есть чем гордиться и более молодому поколению. Родители Ксении Геннадий и Марина Чувалдины награждены знаком «Почетный железнодорожник». Кроме того, отец награжден медалью ордена « За заслуги перед отечеством II степени». В этой семье можно найти работников многих специальностей. Есть бухгалтеры, машинисты, управленцы, медицинские работники, педагоги, СЦБисты, работники локомотивного и пассажирского хозяйства. И все они влюблены в профессию и в железную дорогу.
Есть чем гордиться и более молодому поколению. Родители Ксении Геннадий и Марина Чувалдины награждены знаком «Почетный железнодорожник». Кроме того, отец награжден медалью ордена « За заслуги перед отечеством II степени». В этой семье можно найти работников многих специальностей. Есть бухгалтеры, машинисты, управленцы, медицинские работники, педагоги, СЦБисты, работники локомотивного и пассажирского хозяйства. И все они влюблены в профессию и в железную дорогу.