Северная магистраль:
В этом году железнодорожники отмечают сразу два юбилея: 20-летие компании «РЖД» и 155-летие Северной железной дороги. За это время на транспорте произошли колоссальные изменения. То, что в начале прошлого века казалось вершиной технического прогресса, безвозвратно ушло в историю. Тем интереснее хоть ненадолго повернуть время вспять. К юбилейным датам в Ярославле подготовили фотопроект «Северная железная дорога: сквозь время и пространство».
сквозь время и пространство
Первая железная дорога в Ярославле соединила город с Сергиевым Посадом. В городе появился вокзал (ныне Ярославль-Московский), а затем построили станцию Всполье, которая постепенно стала главным пунктом транспортировки железнодорожных грузов на Север. И новый вокзал стал именоваться Ярославлем-Главным. Сегодня он принимает большинство пассажирских поездов дальнего следования.
Вокзал Ярославль-Главный
В XIX веке открыли пассажирское движение из Ярославля в Данилов и из Данилова в Вологду. Новый железнодорожный вокзал появился уже в советское время. Его построили в стиле модного тогда конструктивизма. Сегодня здесь останавливаются все пассажирские поезда, следующие на Север, происходит смена локомотивных бригад.
Станция Данилов
Датой основания Северной магистрали считается 16 сентября 1868 г. — день открытия движения на участке от станции Новки до Иваново. Название «Северная железная дорога» появилось позже, в результате объединения Северной (управление в Вологде) и Ярославской дорог. Нынешняя магистраль проходит по территории семи областей и Республики Коми.
Идут на Север поезда
Первыми на стальные магистрали вышли паровозы. Их топили в основном углем, в кабине чувствовались жар и копоть. Современные локомотивы — высокотехнологичные машины, в которых созданы условия для комфортной и безопасной работы.
Локомотивные бригады
Движение на железной дороге не останавливается ни на минуту. В дождь и снег, в жару и в холод стрелочники, путейцы, осмотрщики вагонов выходили на работу, чтобы обеспечить безопасное движение поездов. И сегодня рабочие профессии — основа коллектива РЖД.
Главное богатство — люди
Первый вокзал в Рыбинске был деревянным и сгорел. Новое здание построили в стиле модерн, и оно стало центром светской жизни города. Сегодня это один из старейших вокзалов России и памятник архитектуры федерального значения. Сюда прибывают поезда дальнего следования, пригородные электрички, в том числе скоростной поезд «Чайка».
Рыбинская «Чайка»
Вокзал, известный сегодня под названием «Ярославль-Московский», стал первым пассажирским вокзалом города. Когда железнодорожную ветку продлили до Костромы, здесь поезда «осаживались» назад, а затем уже следовали дальше в Кострому. Сейчас на Ярославле-Московском останавливаются в основном пригородные электрички. Впрочем, «Ласточка» Москва — Кострома прибывает сюда.
Вокзал Ярославль-Московский
Электрификация железных дорог началась еще в довоенные годы. В 1958 году на СЖД открылось движение по электрифицированному участку Ярославль — Александров. Сегодня на Северной магистрали — 5,3 тыс. км контактной сети, 44 тяговые подстанции. Ежегодно электрифицируются всё новые участки пути.
Электрификация
Первые локомотивы на электрической тяге появились еще в XIX веке и развивали скорость аж… 6 километров в час. Электровозы ВЛ22М массово выпускали в Советском Союзе. Магистральный электровоз 2ЭС7 «Черный гранит» способен «тащить» тяжелые грузовые поезда. Среди его достоинств не только хорошие технические данные, но и современная удобная кабина для локомотивной бригады.
Электровозы
В годы Великой Отечественной войны станция Всполье стала распределительной станцией Калининского, Западного и Северо-Западного фронтов. С нее отправлялись основные грузы для бойцов. Сегодня Ярославль-Главный — крупнейшая сортировочная станция СЖД.
Всполье
Необходимо было ремонтировать подвижной состав, и в Ярославле появились Главные железнодорожные мастерские Северных железных дорог, которые позже были переименованы в Ярославский паровозоремонтный, а затем — в Ярославский электровозоремонтный завод. Сегодня ЯЭРЗ входит в число крупнейших предприятий России по ремонту электроподвижного состава.
Ярославский электровозоремонтный завод
Ярославский железнодорожный мост — первый железнодорожный мост на Волге, связавший север России с Москвой. До его строительства грузы доставлялись к берегам реки, а далее перегружались на баржи и обратно в вагоны. Мосту уже 110 лет, он дважды реконструирован.
Железнодорожный мост через Волгу
— Фотопроект «Северная железная дорога: сквозь время и пространство» дает возможность пройти по «мостику» из прошлого в наши дни, увидеть рабочие будни железной дороги тогда и сейчас, — рассказала начальник службы корпоративных коммуникаций СЖД Юлия Гонгина. — Где-то изменилось всё, где-то остались едва уловимые детали. Но неизменно главное: работа железнодорожников ответственна и почетна, а сама магистраль — надежный проводник, который соединяет и будет соединять время и пространство.

Выставка работает в центре Ярославля, на бульваре улицы Революционной и будет открыта до конца лета. На ней представлены исторические и современные фотографии, сделанные с одинаковых ракурсов. Автор современных работ — Павел Воронин.
Просмотров: 4 265