На секретной гавани, за закрытыми дверями: экскурсия на Ярославский речной порт
новости компаний
Речной вокзал, расположенный в центре Ярославля, прекрасно знают все жители города и области, и даже гости без труда подскажут, где его искать. Но речной вокзал хоть и главная артерия Ярославского речного порта, далеко не единственная. Всего в Ярославле пять причалов. А многие ли бывали за их закрытыми дверями? Какая работа ведется там изо дня в день? Обо всем по порядку.
По всем фронтам
Наверное, каждый из нас хоть раз катался на речных трамвайчиках по Волге или добирался на них до пригородных поселков, а путь на работу некоторые и вовсе не могут представить без паромных переправ. Но внутригородские и пригородные пассажирские перевозки далеко не всё, чем занимается Ярославский речной порт.


Интересный факт
Так, жизнь целого города в Ярославской области невозможна без паромной переправы. Тутаев разделен на две части Волгой, это редкий случай. Люди живут на одном берегу, а работают на другом, до больниц и банков доезжают по реке. В сутки около 1 000 человек переправляются с берега на берег. Поэтому Ярославский речной порт организовал грузопассажирскую переправу. То есть на теплоходе переправляются и пассажиры, и автомобилисты вместе со своим транспортом.
Сегодня на теплоходе «Москва» можно доехать от речного вокзала до Толги. «Москва» движется с остановками. Есть и пригородные маршруты: до села Константиново, Кузьминское, Новые Ченцы, и еще одно направление — Сады. Каждое воскресенье осуществляются экскурсионные полуторачасовые прогулки с аудиогидом.
Грузим грузы
Если не каждый день, то через день точно можно увидеть, как по Волге, кажется, неторопливо бегут баржи, груженные песком, щебнем или металлом. Но откуда и куда они плывут? Грузоперевозки и добыча песка, щебня и песчано-гравийной смеси — важнейшая составляющая деятельности Ярославского речного порта.
Если присмотреться, то можно увидеть, что «баржи» далеко не все на одно лицо. Все зависит от веса перевозимого груза. Так, в активе Ярославского речного порта есть буксиры-толкачи, бункерные баржи грузоподъемностью 2 500 тонн, и баржи-площадки, грузоподъемностью 3 000 тонн. Сегодня география районов плавания теплоходов порта охватывает всю Волгу от ее верхней части до Астрахани, Москву-реку до Южного Порта г. Москвы, Каму до Соликамска и Перми, Волго-Балтийский канал от Череповца до Онежского озера.

Где песок берете?
Добыча песка и песчано-гравийной смеси производится со дна Волги при помощи земснаряда.
Земснаряд – это судно технического флота, предназначенное именно для работ на дне и добычи материалов.
В процессе добычи песок или ПГС загружается на баржу. Кстати, для того, чтобы песок с баржи попал на берег, используется специальный гидроперегружатель или крановая техника.
В процессе добычи песок или ПГС загружается на баржу. Кстати, для того, чтобы песок с баржи попал на берег, используется специальный гидроперегружатель или крановая техника.
Вот это фонтан
Процесс добычи песка со дна реки не доступен глазу и объективу фотокамеры, а вот процесс выгрузки песка с судна по трубопроводу — весьма захватывающее зрелище. И не сразу поймешь, что прямо из земли бьет фонтан песка, а не воды. А с первого взгляда и вовсе похоже на нефть. На сегодняшний день в Ярославле такой фонтан «спрятался» в Норском.

На берегу песок и песчано-гравийная смесь просушивается, и при помощи портальных кранов или автопогрузчиков погружается в грузовые автомобили или вагоны. После этого грузы отправляются к своим получателям. Ярославский речной порт отгружает речной песок в нескольких районах города: в районе Дядьково, на Полушкиной роще, в Норском и Перевалочном грузовом районе.
Главное управление
Основной грузовой район – сердце речного порта, находится на 2-й Портовой.
Создание Ярославского речного порта началось именно в этом месте, сегодня здесь расположилось портовое управление, здесь осуществляются и основные перевалочные операции.
Перевалка разного рода щебней, технической соли, металлопроката, лесоматериала, тарных штучных грузов.
Перевалка разного рода щебней, технической соли, металлопроката, лесоматериала, тарных штучных грузов.
Залог чистоты
Водный транспорт по праву считается одним из самых экологически чистых и безвредных видов транспорта. Но именно в этой отрасли поддержание чистоты используемых водных ресурсов является важнейшей составляющей. Ведь если в автомобиле понятно, как удаляют старое масло, например, то с теплоходами не всё так очевидно. И куда утекает, допустим, вода из крана на борту? Прямо в Волгу? Да и вообще, откуда берется эта вода на судне, тоже из реки? На самом деле, за все эти процессы отвечают специальные теплоходы, осуществляющие обслуживание как пассажирских, так и грузовых судов.
Как это происходит?
Обслуживающий теплоход может эксплуатироваться в двух режимах: как просто сборщик для накопления и передачи отходов на береговые очистные сооружения, так и непосредственно в качестве очистительной станции.
На каждом судне есть системы, благодаря которым все «отработавшие» или лишние жидкости скапливаются в своих резервуарах. Теплоход пришвартовывается к судну, неважно, у берега или прямо на середине водоема, и забирает резервуары с отходами и остальной бытовой мусор. На борту очистительной станции «отработавшие» жидкости сразу собираются в накопительные приемники и дальше проходят все стадии очистки.
В распоряжении Ярославского речного порта есть очистительные станции ОС-1 и ОС-21, производящие услуги обслуживания флота. Это сбор и вывоз судовых, сточных вод, вывоз сухого мусора, сбор материалов, загрязненных нефтепродуктами, и сбор отработанных фильтров. А также Ярославский речной порт оказывает услуги по снабжению судна водой, электричеством, топливом и маслом.


Спецпричал
Кстати, чтобы избавиться от отходов, существует еще один способ. Судно самостоятельно пришвартовывается к спецпричалу, где происходит прием и утилизация жидких бытовых отходов. В Ярославле такой спецпричал находится на Тормозном шоссе. Его оборудование предназначено для сбора таких отходов со специальных судов с последующим накоплением, хранением и перекачкой на очистные сооружения.
Кстати, чтобы избавиться от отходов, существует еще один способ. Судно самостоятельно пришвартовывается к спецпричалу, где происходит прием и утилизация жидких бытовых отходов. В Ярославле такой спецпричал находится на Тормозном шоссе. Его оборудование предназначено для сбора таких отходов со специальных судов с последующим накоплением, хранением и перекачкой на очистные сооружения.
Доктор для судов
Речной порт — это не только работа, связанная с водой — перевозками и добычей, но еще и пункт, где есть возможность получить помощь технических специалистов. Ведь судно — это тоже, можно сказать, живой организм. Именно поэтому за всеми его «органами» нужно тщательно следить, и, если что-то пошло не так, обращаться к профессионалам. Причем ремонт судна может производиться как на плаву, так и на суше с использованием док-кессона. Судоремонтная мастерская в Ярославле расположилась на левом берегу реки Волги в районе поселка Парково.
Док-кессон представляет собой металлический трехбашенный «ящик», который изготовлен по обводам корпуса судна, с наклонными стенками башен.
Зимняя спячка
Водные грузоперевозки широко распространены, но не всегда судно выгодно после выгрузки перегонять пустым в точку базирования.
Иногда его проще и надежнее поставить на «стоянку» в речном порту города. Особенно востребована услуга отстоя судов в зимний период, когда водное сообщение замирает на время. Ведь в порту за судном ведется круглосуточное наблюдение, более того, специалистами могут проводиться ремонтно-профилактические работы.
Юбилейный год
Ярославский речной порт – это не одна, и даже не две точки на карте города.
Почти в каждом районе есть пункты его базирования, где день изо дня специалисты предприятия выполняют подчас очень тяжелую работу. В этом году Ярославский речной порт отмечает юбилей – семьдесят лет со дня основания.
Речной порт в Ярославле был создан после Второй мировой войны на базе пристани Ярославль, основанной со времени XIII века. Развивая производственные мощности, порт из года в год увеличивал свой грузооборот и расширял номенклатуру перерабатываемых грузов. Сегодня ОАО «Ярославский речной порт» соответствует всем требованиям современного развитого транспортного предприятия.
“ Уважаемые коллеги!
Ярославскому речному Порту исполняется 70 лет. Для компании, как и для человека, 70 – это и много, и мало, это целый жизненный путь с радостями и терниями, с подъемами и испытаниями. Я поздравляю Вас с юбилеем Порта, благодарен Вам за вклад Вашего труда в результаты наших достижений. Ваши знания и таланты, единство и целеустремленность служат для нашего Порта крепкой и надежной опорой. Я желаю Вам успешных трудовых будней. Пускай в Вашей жизни все идет в потоке радости, счастье из берегов семейной жизни не выходит, в сердце бушует любовный шторм, полного штиля в Душе, силы в Духе!"
Ярославскому речному Порту исполняется 70 лет. Для компании, как и для человека, 70 – это и много, и мало, это целый жизненный путь с радостями и терниями, с подъемами и испытаниями. Я поздравляю Вас с юбилеем Порта, благодарен Вам за вклад Вашего труда в результаты наших достижений. Ваши знания и таланты, единство и целеустремленность служат для нашего Порта крепкой и надежной опорой. Я желаю Вам успешных трудовых будней. Пускай в Вашей жизни все идет в потоке радости, счастье из берегов семейной жизни не выходит, в сердце бушует любовный шторм, полного штиля в Душе, силы в Духе!"