Четыре дня весь Нижний Тагил с нетерпением ждал новостей о судьбе 11-летней Ани (имя изменено. — Прим. ред.), которая бесследно пропала во время прогулки. Ориентировки с фотографией девочки висели на каждом шагу. Полицейские и волонтеры искали ее по всему городу, а обнаружили в том же доме, где девочка жила с папой. Тело школьницы нашли в подвале соседнего подъезда.
По версии следствия, с ребенком расправился бывший участник СВО, который последние несколько месяцев снимал квартиру на верхнем этаже пятиэтажки. Он уже был судим за изнасилование, но из колонии ушел на спецоперацию, получив помилование.
Поиски в режиме нон-стоп
31 августа Аня сидела одна дома. Папа говорит, что был на работе. Дочь позвонила ему и отпросилась погулять. Вечером, когда он вернулся, девочки не было дома, а на звонки она не отвечала.
Такого раньше никогда не случалось, поэтому Александр сразу забил тревогу и побежал по соседям, у которых школьница могла задержаться в гостях, но ее нигде не было.
— Ко мне он пришел в десять часов вечера. Он был с бутылкой пива и начал говорить, что дочка потерялась. Мне стало страшно. Я уложила своих детей и до пяти утра ходила, искала с другими соседями ее, — рассказала Валентина, соседка семьи.
Телефон девочки вместе с ее сумкой обнаружили прямо под окнами Валентины. Куда делась сама Аня, было настоящей загадкой. Никто из жильцов ее не видел в тот вечер, на камеры наблюдения ближайших магазинов она тоже не попала.
— Штаб работает в режиме нон-стоп: поиски идут и днем и ночью, — рассказывал о поисках девочки координатор отряда «ЛизаАлерт» в Екатеринбурге Станислав Казаков, когда они еще шли. — Проверяем заброшки, подвалы. Нет пока ни одного подтвержденного свидетельства.
Соседи предполагали, что девочка сбежала из дома, переживая из-за смерти мамы. Она скончалась месяц назад после тяжелой болезни. У нее была онкология. Похоронив жену, говорят жильцы, папа Ани запил от горя, но всё же за дочерью он приглядывал и контролировал ее.
— Он звонил ей каждые полчаса, когда она гуляла, спрашивал, где она, — рассказала Екатерина, дочь которой дружила с пропавшей Аней. — 28 августа он впервые разрешил ей переночевать не дома. Отпустил к нам и даже купил новую пижаму. Она так радовалась.
Подвал, где обнаружили девочку, полицейские проверили в первую очередь. Соседи видели, как они спускались туда еще в самом начале поисков, но обследовать его как следует помешало коммунальное бедствие. Подвал был практически по колено затоплен водой.
Утром 3 сентября, когда шансов найти школьницу живой становилось всё меньше, в дом вызвали работников управляющей компании, которые в болотниках спустились вниз и нашли тело.
Приветливый сосед
По подозрению в преступлении задержали 40-летнего Владимира, он снимал комнату в соседнем подъезде общежития. Рассказывал жильцам, что недавно вернулся с СВО, куда ушел из колонии. Соседи говорят, что он всегда здоровался. Местные дети его любили и звали дядей Вовой.
Владимир не матерился и был вежливым, занимался спортом, катался на велосипеде и даже за свой счет сделал песочницу для малышей во дворе. Незадолго до исчезновения девочки приглашал ее папу поесть вместе мясо.
— Он всегда был приветливым, пил кофе с нами на общей кухне, приходил в гости. Вообще нормальный был. К моей дочке очень тянулся, говорил: «Лерочка, какая ты у меня красивая, я так тебя люблю», обнимал ее, постоянно сладости приносил, — рассказала E1.RU соседка Алена. — Я знала, что он сидел, но он говорил, что был в колонии за воровство. Вчера на допрос нас вызвали, сказали, что он сидел за насилие.
Теперь соседи знают, что в 2020 году Дзержинский суд Нижнего Тагила признал Владимира виновным по двум статьям — изнасилование и насильственные действия сексуального характера (131 и 132 УК РФ).
Как говорят в региональном СК, после убийства Владимир пытался скрыться и замести следы. Соседям он сказал, что уезжает обратно на СВО.
— Мужчина пытался скрыть следы преступления и сбежать от следствия, но был оперативно установлен и задержан в одном из аэропортов города Москвы. Он доставлен к следователю СК для допроса, — сообщил глава свердловского Следственного комитета Константин Мирошниченко.
Оказалось, что изначально Владимира никто не подозревал. В первую очередь причастных к исчезновению девочки искали среди близких — проверяли ее папу на полиграфе. Но один из оперативников, приехавших искать ребенка, обнаружил зацепку, которая вывела на след «приветливого соседа».
— Он приехал, подходил к людям во дворе и спрашивал, кто в этот день пил алкоголь. Потом пошел разговаривать со всеми этими людьми, опрашивать жильцов дома. Узнал, что один из них неожиданно уехал на СВО в день пропажи и что он раньше был судим за педофилию. Сразу же заподозрил его, стали по нему работать, — рассказал E1.RU один из местных жителей.
Е1.RU удалось выяснить имя оперативника, который вычислил убийцу. Им оказался старший лейтенант Закир Мансумов из 17-го отдела полиции Нижнего Тагила.
— Опрашивать в тот дом Закир ездил со стажером. Насколько известно, по своей личной инициативе. Если бы не он, убийца успел бы в Чечню улететь, оттуда — на передовую, и потом ищи его, — рассказал E1.RU один из бывших сослуживцев полицейского.
Что грозит за убийство ребенка?
Пока следователи не раскрывают, как убийца расправился с девочкой. По словам адвоката Дмитрия Ушакова, за преступление может грозить вплоть до пожизненного лишения свободы.
Если будет установлено, что перед убийством Владимир надругался над девочкой, он не сможет рассчитывать на помилование.
— Всё зависит от результата посмертной экспертизы, — считает адвокат. — Если окажется, что он совершал действия против половой неприкосновенности несовершеннолетней, то на СВО в силу закона он убыть не может. Данные лица входят в перечень исключений.
В ближайшее время суд должен избрать меру пресечения для задержанного. У подвала, где обнаружили тело школьницы, появился стихийный мемориал. Жители Нижнего Тагила несут цветы и игрушки.
— Как он будет с этим жить! Как он спать будет! — говорят сквозь слезы соседи девочки.
За поисками девочки мы следили в режиме онлайн. Все новости по этой теме объединены в отдельном сюжете.