Здоровье Петр Бухлаев: прошел войну, но не дошел до дома

Петр Бухлаев: прошел войну, но не дошел до дома

В год 70-летия Победы в Ярославле проходит акция «Письма с фронта». Родственники участников и ветеранов войны предают гласности письма, которые с полей сражений присылали их деды и прадеды. Сайт 76.ru предлагает свои читателям некоторые из них. Автор письма, которое мы публикуем сегодня, участник Великой Отечественной войны Пётр Васильевич Бухлаев.

Петр Бухлаев родился в далеком 1922 году в деревне Подольское Большесельского района Ярославской области. В 1941-м его призвали в армию и почти сразу отправили на курсы младших командиров. После обучения, которое длилось до мая 1942 года, Петру Бухлаеву было присвоено воинское звание лейтенанта. И одновременно с этим прозвучало первое назначение – Петр Бухлаев стал командиром взвода 82-миллиметровых минометов мотострелкового батальона 2-й Гвардейской танковой бригады.

В июле 1942 года юный офицер проявил себя в бою под Смоленском. В том сражении Петр Бухлаев отвечал за корректировку огня батареи. Он обеспечил точную подготовку данных, в результате чего были уничтожены четыре дома, которые противник превратил в опорные пункты сопротивления, и 150-мм орудий. За действия, проявленные в этом бою, Петру Бухлаеву вручили медаль «За боевые заслуги».

В октябре 1942 года лейтенант Бухлаев получил новое назначение – он стал командиром взвода истребительной противотанковой батареи 108-й танковой бригады. В июле 1943 года ему присвоено звание старшего лейтенанта. В это же время командир взвода совершил свой очередной подвиг. В ходе боя, проходившего в районе станции Мало-Архангельская, Петр Бухлаев непрерывно обеспечивал связь с огневыми взводами, производил разведку целей и корректировал огонь батареи. В результате умелых действий офицера было отражено наступление штурмовых орудий противника, уничтожен фашистский наблюдательный пункт и подавлен огонь арт-батареи. Командира взвода наградили Орденом Красной звезды.

1 из 6

В период боевых действий по расширению плацдарма на правом берегу реки Днепр Петр Бухлаев вновь проявил себя инициативным и решительным офицером. Его батарея отразила четыре контратаки противника, в результате чего были уничтожены сразу две роты немецких солдат. Будучи окружен автоматчиками противника, Бухлаев продолжал вести бой. Его батарея смогла нанести немцам большие потери, пробила кольцо окружения и на руках вывела орудия с поля сражения.

За проявленное мужество в ноябре 1943 года Петра Бухлаева наградили орденом Отечественной войны II степени. В сентябре 1944 года уроженец Ярославской области был назначен командиром 14-й батареи 4-го дивизиона 16-й тяжелой минометной бригады в составе 1-й Гвардейской артиллерийской дивизии. Он участвовал в боях на Курской дуге, в битве за Днепр, в освобождении Белоруссии, Украины, Польши, Пруссии.

На протяжении всей войны Петр Бухлаев писал письма своим родным. Одно из них родственники храброго офицера хранят до сих пор. Письмо было написано незадолго до Победы, в январе 1945 года.

1 из 2

Расшифровка письма от 02.01.1945

«Добрый день!

Здравствуйте, дорогие родители! Шлю привет и от души желаю всего наилучшего, а главное доброго здоровья.

Скоро в бой жестокий, вот и решил написать домой, к самым близким и таким далёким, самым любимым и дорогим, родителям. Пишу с далёкой чужбины, куда забросила судьба, с берегов мутной Вислы, которую перешагнули ещё давно. Я писал, что был в тех районах, где отец воевал в ту войну (Мазурские озёра). Сейчас мы далеко от тех мест. Здесь почвы песчаны и грунт каменистый. Здесь много лесов, всё больше сосна и много дуба. Деревни малые, с одной улицей, реже две. Всё так же много костёлов и больших крестов у перекрёстков дорог. Местность холмистая, с оврагами и речушками, с дорогами как наши, хотя конечно значительно торней. Погода сейчас стоит холодная, но конечно не как у нас, а градусов 7-8. Снега как такового нет, да наверное и не будет, часто дуют ветры, которые несут хмурые, низкие тучи, из которых иногда порошит что-то наподобие снега. Люди живут скрытные, осторожные, чего-то опасающиеся, но все большие торгаши. Торгуют в основном самогоном, хотя их за это иногда преследуют. Подальше от фронта есть и неспокойные, есть случаи нападений и диверсий. Вот примерно в какой обстановке мы находимся здесь, не говоря уже о немцах. И жизнь наша проходит то бурно с треском и громом, а иногда и тише, но чаще первое.

Вот вам сейчас пишу в сырой, угловатой, покрытой дубовыми брёвнами землянке.
На маленьком столе коптит лампа из консервной банки.
На нарах спят друзья, и весело потрескивает печка (вернее старое ведро), возле которой сушатся портянки,
Да капли с мокрых брёвен на неё упав, шипят (землянка сделана сегодня).

На стенах вещмешки, солдатская шинель в углу сереет,
Вот автоматы жмутся в ряд, зловещим блеском отливаясь,
Там котелки зелёные на полке приютились,
На финском ремешке бинокль висит над изголовьем,

Лопата, верная подруга, с истёртым черенком стоит возле дверей.
Передо мной на столике – коптилка, чернильница из пузырька,
Ручной электро-фонарь, уставы, наставленья, три тома Чехова для развлеченья,
Табак, бумага, спичек коробок, да карта местного района.

Во рту мундштук, как батя у тебя, в руке перо, в груди тоска по вам.
Вот вся нехитрая картина солдатского жилья.
Далёко за полночь. Все спят, но некоторым верно снится то,
О чём мечтаю я, о чём здесь очень много говорят –

О милой родине, о близких и знакомых.
Но вот над головой гудит немецкий самолёт,
Покрытый свастикой когтистой, проклятый человечеством фашист.
На фронте всё пока спокойно, лишь перестрелка редкая ведётся.

Что будет дальше, вы узнаете скорей, наверно, чем это письмецо дойдёт.
Встречали Новый год в землянке фронтовой,
Подняли тост за вас, родителей любимых,
До двух часов гуляли, а потом – пришлось поездить, пострелять.

Ну, в общем, не совсем удачно. Не знаю, как встречали вы.
Живу пока неплохо, здоровье ничего, а в мыслях часто с вами.
Всё вспоминаю дни недолгие свиданья – тебя, отец, и дорогая мать,
И домик наш, и огород со всходами зелёными, неполотый табак,

Куст сирени, что показывал отец, сухие яблони без яблок,
Траву душистую, когда лежали и спорили.
Всё помню: и прощанья грустную минуту, и слёзы матери, и поцелуй отца.
Всё помню я и берегу в воспоминаньи как святое.

Кончается письмо, а мыслей очень много, да разве выразишь их все в письме,
А может быть и встретимся, тогда поговорим.

Вот пока и всё. Привет родным и знакомым. Как здоровье отца?

Горячо любящий Вас сын – Пётр».

Уроженец Ярославской области Петр Бухлаев прошел всю войну, несколько раз был ранен, погиб уже после Победы, в июне 1945 года в Австрии. Похоронен на кладбище австрийского города Аленштайг.

При подготовке материала использовались сведения, предоставленные организаторами акции «Письма с фроната», агентством по дела молодежи Ярославской области, а также данные с сайтов Obd-memorial.ru и Podvignaroda.mil.ru.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем