7 ноября в Ярославле решится судьба легендарного исторического здания — бывшей гостиницы «Царьград». Здание, где до недавнего времени находился департамент городского хозяйства мэрии, выставили на торги.
Почему ярославской гостинице было присвоено такое величественное имя — «Царьград»? Как рассказала историк Мария Александрова, это было связано с модой того времени на все византийское (Царьградом на Руси называли столицу Византии — Константинополь). Другая знаменитая ярославская гостиница, на углу улицы Кирова, где сейчас находится банк, тоже носила яркое название — «Бристоль». А на углу улицы Свободы (Власьевская) — выходящая парадным входом на площадь Волкова бывшая гостиница «Европа».
Кстати, мода на пышные названия и желание не отставать от столиц сохранились в душе ярославцев и по сей день — и даже самый маленький магазинчик или лавочка то гордо несет в своем наименовании слово «Империя», то убеждает покупателя в «европейском качестве товара».
Фабрикант всея Руси
Гостиницей «Царьград» владел купец Иван Николаевич Дунаев, хозяин табачной фабрики «Балканская звезда», получившей название в честь победы в Русско-турецкой войне.
«Табачка» перешла к Ивану Дунаеву по наследству, после смерти отца Николая Дунаева. Продукция фабрики традиционно получала награды на выставках — на Нижегородской, Боровичской, Парижской, Лондонской. На Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде «за отличное качество махорки» фабрика была удостоена права изображения на своей продукции государственного герба.
Иван Дунаев, миллионер и чуть ли не «всея Руси» махорочный и спичечный фабрикант, как пишет о нем в своих воспоминаниях мемуарист Сергей Васильевич Дмитриев, был человеком страстным и непредсказуемым. У него был свой конный завод, личный оркестр и даже пароход. На этом пароходе иногда устраивались гонки по Волге — от села Норское до Арсенальной башни. Есть в этом что-то, напоминающее сцену из кинофильма «Бесприданница», не правда ли?
Арфистки в аквариуме
Сергей Дмитриев приводит в своих «Воспоминаниях» историю, связанную с приездом Ивана Николаевича на Нижегородскую ярмарку. Случилось так, что кутивший с компанией в самом дорогом ресторане «Повар» Иван Дунаев вдруг скомандовал: зал от посетителей очистить, всем оплатить счета, наполнить огромный аквариум шампанским и искупать в нем голых арфисток! Рыба из аквариума была вычерпана, шампанское налито, желающие подзаработать «арфистки» раздеты… и тут в ресторан нагрянул караул по ярмарке: околоточный и двое городовых! Скандал был страшный — Ивану Николаевичу как зачинщику «безобразия» грозила порка у строгого губернатора Баранова (герой русско-турецкой войны самодуров-богачей не боялся, к тому времени им были «выдраны» на ярмарке уже двое ярославских купцов). Но ярославскому миллионеру на сей раз повезло «удрать» — околоточный сжалился над ним и первым же поездом отправил в Москву.
Но будем справедливы к Ивану Николаевичу Дунаеву — он был не только успешным предпринимателем и страстным кутилой, но и широко занимался благотворительной деятельностью. К примеру, на деньги Дунаева была построена и содержалась уездная школа, для фабричных рабочих была открыта больница и построено жилое здание прямо на территории фабрики…
Ресторанные обеды на дом
Вернемся к истории гостиницы «Царьград»: в те времена она считалась одной из лучших в Ярославле и пользовалась большой популярностью. В ней останавливались приезжие коммерсанты, купцы — все-таки торговый центр города, до Мытного рынка от нее рукой подать. При гостинице был и свой ресторан, где не только вкусно и разнообразно накормят, но еще и приготовят еду с доставкой на дом. Эта услуга пришлась очень по сердцу обеспеченным ярославнам, которые с удовольствием бросили готовить и начали заказывать обеды на дом.
Однако случались и скандалы. По словам Марии Александровой, в 1899 году в ресторане останавливался персидский подданный Гуссейн Мухсин оглы — ярославцы лихо обвели перса вокруг пальца, и бедняга лишился большой части своих богатств. Об этом раструбила местная пресса — как видите, сведения о происшествии сохранились и до наших дней.
Приют для поэта
Но не только коммерсанты и ярославские богачи заходили в гостиницу, частенько в ресторан заглядывали «на рюмочку» офицеры из Спасских казарм, мелкие служащие и, конечно, студенты. Приходил сюда и юный Николай Алексеевич Некрасов — по пути в гимназию он забегал поиграть в бильярд в царьградском трактире. До занятий дело доходило не всякий день. Суть ярославской учебы юного поэта отразилась в двух строчках:
«…придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас!»
Кстати, первоначальный облик здания с течением времени претерпел значительные изменения, а в XIX веке оно было украшено балконом, с которого хорошо просматривалась Воскресенская улица (ныне Революционная) и гуляющие по ней воспитанницы женской гимназии П. Д. Антиповой. Так что царьградский балкон становился еще и отличной «смотровой площадкой» для молодых ловеласов.
Блистательный век модного «Царьграда» завершился с приходом советской власти, которая по традиции разместила в старинном здании свои ведомства.
— Помещения гостиницы «Царьград» заняли отделы Губсовнархоза, а недавние богачи Дунаевы, лишившись состояния, вынуждены были жить на лестничной клетке принадлежавшего им некогда отеля, — пишет Мария Александрова.
В наши дни до 2016 года в ней размещался департамент городского хозяйства мэрии, а в ближайшее время ее судьба будет решаться в ходе объявленных торгов.