«Чугунные войны» между мэрией Ярославля и градозащитниками слегка утихли. Власти пообещали оставить ограду на проспекте Ленина, но уже успели поменять в некоторых местах чугунные заборы на стальные. Споров было много: одни уверяют, что сталь – дешевле, проще в эксплуатации и практичнее, другие – отстаивают чугун, говоря о его исторической ценности для Ярославля. Мы тем временем решили посмотреть на ажурный город, и наш фотограф Александра Савельева отправилась гулять по городу. А в исторический экскурс на эту тему нас погрузил кандидат культурологи, доцент кафедры общих гуманитарных наук и театроведения ЯГТИ, зампредседателя Ярославского городского отделения ВООПиК Вячеслав Лётин.
– Декоративные решетки и ограды Ярославля, может быть, не такая яркая деталь городского пространства, как решетки и ограды Москвы и Петербурга, но по-своему выразительная и, конечно же, историческая. В их рисунке, технике исполнения художественные стили отразились в самом концентрированном «формате» – орнаменте. Этом художественном и ментальном сгустке эпохи.
Ажурные графические кованые ограды, козырьки крылец и балконные решетки стиля ампир (первая половина XIX века) – это четкая геометрическая графика «копий» вертикальных, как на ограде дома Сорокина на Мукомольном переулке (это, кстати, едва ли не самая старинная из оград Ярославля). Их ажурная графика оттеняла монументальные формы архитектуры: величественные портики, высокие подъезды.
Любимый мотив ампирного орнамента – это военно-триумфальный: лавровые венки, стрелы, копья, боевые секиры и так далее. В ярославской городской среде наиболее показательны кронштейны крыльца главного входа здания педагогического университета (ул. Республиканская, 108). Три переплетенных лавровых венка, нанизанные на две стрелы. Эта композиция перекликается с композицией лепнины фронтонов (над этим входом лепнина утрачена). Но почему так? Может, это пока не прочитанный знак тайного общества?
Вторая половина XIX века – период историзма или эклектики. Архитектурный декор должен был нарочито демонстрировать социальный амбиции и богатство: мой дом – мое состояние. Это торжество помпезных чугунных оград в духе второго барокко (кронштейны дома Донцовых-Лопатиных угол улиц Большой Октябрьской и Собинова) или очередного заимствования классицизма (крыльцо Духовной семинарии на Которосльной набережной (геофак ЯГПУ), решетки балкона дома на улице Республиканской (напротив областного управления МВД).
Чугунные столбики, поддерживающие балконы, крыльца, козырьки крыш в это время стали характерными «буржуазными» акцентами городского пространства. Чугун – практично, представительно и стильно. Самый эффектный вариант – литые образчики на ограде здания современного отдела полиции «Кировский» на углу Большой Октябрьской улицы и улицы Собинова. Столбики оград оформлены в виде стилизованных увитых плющом кадуциев – жезлов Меркурия – бога торговли. Соединяются они композициями из рогов изобилия. Так ограда «напоминает» нам о «купеческом» (все могу купить!) прошлом одного из эффектных зданий Ярославля.
Наконец самые элегантные ограды появляются в городе с приходом стиля модерн.
Начинается все с кованых «букетов», какие мы видим на крыльцах дома Соболева (улица Салтыкова-Щедрина). Красота соцветий лилий здесь уступает место условности завитков их стеблей и листьев.
Но самыми яркими примерами модернового декора являются ворота дома на улице Первомайской (центральная часть бульвара), ограда дома Пастухова на проспекте Октября. Строгие круги с подвесками – характерный для этого стиля мотив – сейчас совсем не читаются, так как сливаются с щитами, закрывающими обзор для посторонних глаз двора дома. А их графика аранжировала «неогреческий» декор здания, зрительно облегчая его восприятие.
Читайте также: кладбище вместо рая: почему туям не место у храма Ильи Пророка.