Фестиваль музыки и ремесел «Живая старина» вот уже 15 лет собирает в Ростовском кремле всё самое подлинное, национальное, самое родное для сердца русского человека. На три дня территория Архиерейского двора и Митрополичьего сада наполняется переливами народных песен, шумом ярмарки, перестуком ремесленных инструментов, хохотом ребятишек, писклявыми шутками Петрушки…
Публика прохаживается между пирамидами из расписных горшков и корзин, приценивается к эмалевым украшениям, выбирает тряпичных куколок для дочек и деревянные мечи для мальчишек. Сергей Плотников – создатель воронежского Музея забытых инструментов – рассказывает и показывает, что такое сопелка, а что такое калюка. Прерывается: мимо с бойкими песнями движется народный ансамбль, совсем молодые ребята. Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской филармонии не просто запевает, но и затягивает в свой затейливый «ручеек» очарованных прохожих.
В другом краю Архиерейского двора иные напевы. Подольский ансамбль «Истоки» запевает мощно, протяжно, а зрители вокруг не отстают: песню «Шумел камыш» знают все, хотя обычно не дальше второго куплета. Так же, как Петрушка: все о нем слышали, но видел его далеко не каждый. В балаганчике Петрушки – артист театра «Папьемашенники» Всеволод Мизенин, постоянный участник фестиваля. Иногда кажется, что он не выходит из роли ни на секунду…
Спастись от ярмарочного шума можно в Митрополичьем саду: здесь в тишине и покое московский ансамбль «Репей» импровизирует со скрипкой и свирелями… А вокруг готовятся расцвести яблони, чье цветение задержала холодная весна. Короткая пора цветения Митрополичьего сада – явление столь же преходящее, ускользающее, как и фестиваль «Живая старина»: непременно нужно ухватить хотя бы за хвостик, чтобы не сожалеть потом до следующего мая.
Фестиваль еще идет – завтра гостей снова ждут на праздник.