Завладеть (надолго) вниманием современного ребенка – задача очень трудная. Старинные мультики неспешны и полны смысла. Резюме восьмилетнего: «Тоскаааааа». Современные мультики несутся, как карусель, диалоги убогие, цвета яркие – восьмилетка впивается глазами в экран. Не захочешь – одуреешь.
Приехали в гости племянницы и получилось очень милое разновозрастное трио – 6, 8 и 9 лет. Перед сном читать, обязательно, несмотря на демонстративную возню в кровати, зевки и закатывания глаз в смысле: «Когда же ты заткнешься». Я убежденный последователь теории соленого огурца академика Шаталова, из банки не выпущу, как бы огурцы ни старались.
Сложность, конечно, была в выборе произведения. Две девочки, один мальчик, кто в садике, кто первый в классе по успеваемости… «Чук и Гек»! – озарила меня догадка. Если вдруг кто не помнит – история, леденящая кровь. Два паразита выбросили из окна телеграмму, в которой их отец просил мать погодить выезжать. Самый хоррор в том, что папа не первый год разрабатывал какие-то месторождения в Сибири, куда реально не ступала нога человека. Добирались туда на поезде, а потом сутки на санях.
Чтение оказалось выбрано удачно, девчонки внимательно следили за развитием событий, параллельно оттачивали всякие педагогические штучки. Например, звонок в дверь – Чук и Гек бегут открывать. «Дети, – мерзким учительским голоском говорю я, – можно ли так делать?» «Неееет», – дружно проблеяли дети, запуганные настолько, что забывшему ключи отцу, выплясывающему у глазка, не откроют. Потом мама в поезде отказала Чуку (или Геку) в стакане воды. «Дети, как вы думаете, почему?» – «Описается!» – уверенно отвечают видавшие виды дети, завсегдатаи московской электрички. В общем, к счастливому финалу подошли без препятствий. «Ну что, дети, понравилось вам?» – «Да!» – ответили девочки. – «Какая тоскливая история!» – пробормотал мой сын, деловито поправляя привычную соплю.
И вы знаете, я психанула. Давайте, говорю, расскажу как на самом деле было. Это детская версия, а есть взрослая. Слушайте, говорю. Почтальон принес не телеграмму, а черную метку – не ездите, мол, к отцу, а то там и останетесь. Эти два вампиреныша метку выбросили, потому что не боялись. Мать, прошу заметить, нормальная, она вообще не в курсе была. Поехали они сначала на поезде, а потом на санях с чужим ямщиком. Он был оборотень. Ночью за санями увязались волки, но быстро поняли, что за рулем сидит такой же вервольф – и отстали. Чук и Гек (Чукула и Гекула) грызли обледеневшую колбасу и мечтали отведать свежей кровушки. Когда приехали на место, занялся рассвет и ямщик с санями рассыпался в прах. Из избушки вышел сторож, которого оголодавшие дети тут же и сгрызли на завтрак. Мать, видимо, все это время находилась в ступоре. И тут из леса выскочил медведь и сожрал вообще всех. Через несколько дней с разработок вернулся отец и обнаружил у заимки горсточку родных костей. Он выложил из них на снегу слово «хелп» и стал ждать вертолета. Конец.
«Дети, – спрашиваю, – вам понравилась история?» «Да», – вежливо ответили дети, простучали зубами «Спокойной ночи», и я ушла. Обычно я ухожу, но обещаю вернуться, ибо они никогда не успокаиваются раньше 00:00. Очень шумно обмениваются своим скудным жизненным опытом, я бы сказала. А тут тишина, прямо как в избушке сторожа после визита медведя. Заглянула – все спят, подрагивая. Правда ночью старшая племянница кому-то кричала во сне: «Вон! Убирайся вон!»
У меня как у тети репутация не очень хорошая. Младшую я научила неприличным частушкам (а то девочка в садик пошла неподготовленная, что она там будет, как белая ворона), старшую научила сморкаться в подол, если кружевного носового платочка не случилось в ридикюле. Поэтому их мать всегда с некоторой опаской забирает дочерей обратно. «А мы «Чука и Гека» читали!» – хвастаются девочки (оценка моего имиджа, кряхтя, преодолевает нулевую отметку). «И про что там?» – напрасно (ох напрасно!) интересуется их мать. «Как папа выложил детскими костями слово "хелп»"!
Занавес.