RU76
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Ярославле

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

7 м/c,

южн.

739мм 51%
Подробнее
USD 93,44
EUR 99,58
Здоровье Кладбище вместо рая: почему туям не место у храма Ильи Пророка

Кладбище вместо рая: почему туям не место у храма Ильи Пророка

Культуролог – о том, какую реакцию вызывают изменения в центре Ярославля.

Вячеслав Лётин объяснил, почему туям – не место около храма

Древний город в последнее время с такой страшной силой устремился в будущее, что дух захватывает. Преобразований его среды так много и они такие разные, что о каждом, хочется говорить/писать отдельно. Тем не менее у них все же есть общий, на мой взгляд, знаменатель. В большей или меньшей степени они в своём эксцентричном, чтобы не сказать вульгарном, проявлении – результат непонимания «творцами» природы объектов, которые таким вот творческим образом преображаются.

Ярчайщий пример тому ярославский ландшафтный дизайн. Его черты: ярко, броско, крупномерно. Однако втискиваемые в пространства бульваров и скверов конструкции вертикального озеленения и какие-то нелепые акценты в виде нотных знаков у памятника Собинову около филармонии или голубей в сердечке около Казанской часовни напротив историко-архитектурного музея-заповедника выглядят просто пошло. Что это? Зачем эти дополнения к уже законченным в художественном плане объектам? Те смыслы, которые волей-неволей появляются с их установкой, зачастую идут вразрез со смыслом того, рядом с чем их ставят. Судите сами: Казанская часовня – знак памяти событиям Смутного времени 1613 года, когда из-под стен Спасского монастыря II-ое Ополчение гражданина Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского двинулось на Москву. Это культовое сооружение носит мемориальный характер. Да, ярославские молодожены ездят к нему фотографироваться. И вряд ли, принимая красивые позы на красивом фоне, они задумываются о судьбе государства Российского… Но стоит ли госучереждению так акцентировать этот памятник банальной «открыточной» виньеткой… Не девальвация ли это исторических смыслов? И невольно задаешься вопросом, ведал ли дизайнер, что натворил?

Парад композиций на улице Андропова за часовней Святого князя Александра Невского в этом году посвящен 50-летию туристического маршрута «Золотое кольцо». Как идея тема замечательная. Но какова реализация!

Цветам, а «затея» сия подается, как «цветочные композиции», отводится роль орнаментального обрамления гигантских баннеров или дощатых макетов с видами городов «кольца». И все! Использование же одних и тех же растений и аналогичных приемов декора в композициях создает эффект монотонности. А несоразмерно большие «открытки»-транспаранты зрительно перегружают пространство сквера, что в совокупности с елями, струями фонтана, самой часовней смотрится нелепым ландшафтным винегретом. Безусловно, яркий штрих здесь – громоздкая скамья с объяснением в любви к городу.

Самые же болезненные реакции у ярославской интеллигенции вызывает реконструкция сквера у храма Илие Пророку. Несколько лет тому назад была ликвидирована сирень в ограде храма. Сейчас – акации вокруг сквера и аварийные деревья. Не то чтобы я был специалистом в области ландшафтного дизайна настолько, но… что аварийного было в кустах сирени на территории сквера у входа в него с ул. Советской? Но это мелочи. Да, деревья не вечны. Да, это биологические организмы, которые ветшают, утрачивают декоративность, гибнут… Но! Они возобновимы. Замените старые кусты акации на новые… Появившиеся в середине XX века посадки в сквере были органичны практически во всех смыслах: историкокультурном, художественном, природном… Они служили прекрасной аранжировкой памятнику культовой архитектуры XVII века, позволяя (пусть невольно) раскрыть его не только архитектурное, но и духовное своеобразие. Храм, как явление высшего мира на земле, не случайно в русской культуре обсаживался ароматно цветущими кустами. Он нес идею Рая, а Рай – благоуханен. Яблони напоминали о том, роковом для человечества древе Познания… Акации – характерная для русской культуры живая изгородь усадебных загородных и общественных городских парков. Утраченная сегодня обсадка лишила этот центральный в прямом и переносном смыслах объект его культурной и национальной идентичности. Собственно того, что воздействует на эмоциональную сферу восприятия произведения искусства, что формирует его художественный образ и что является слагаемым имиджа древнего русского города.

Появление же хвойных растений вокруг него создает иной и колористический, и художественный образ. В садовопарковой культуре второй половины XX века посадки туи и голубых елей – декор мемориальных ансамблей вечных огней, воинских кладбищ. Вечная зелень, вечная память… Конечно, сейчас эта «мемориальная» тема в сознании гостей (зарубежных) города или молодого поколения и не возникнет. Но вместо «русского сквера» мы получили нечто из супермаркета (тоже модель мира). Своеобразный ландшафтно-парковый фастфуд: динамично и… безвкусно.

Лётин Вячеслав Александрович

Фото: личный архив Вячеслава Лётина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем