ёли€  ривцова, куратор –егионального агентства творческих инициатив LIFT проект и творческой площадки «“екстиль»: «ярославцы еще не готовы инициировать проекты, но уже готовы в них участвовать»

ёли€  ривцова и —ергей  ремнев – авторы и идеологи авангардных фестивалей, проектов, св€занных с современным искусством. ёли€  ривцова в интервью порталу 76.ru рассказала о том, почему так важно продвигать творческие инициативы и современную культуру, как знакомить людей с искусством и как объединить абсолютно разных людей.

– Ќедавно в ярославле прошел «Ѕольшой обед». ќправдались ли ваши ожидани€ от этого проекта?

– «Ѕольшой обед» прошел у нас в городе уже во второй раз. Ќам хотелось, чтобы люди в этом году не просто присоединились к самому обеду, а захотели сами организовать «Ѕольшой обед» у себ€ где-то на территории. ћожет быть, в своем дворе, или на территории университета, где они учатс€. Ќо такого не случилось. Ёто, наверное, одно из неоправданных ожиданий. ¬ результате в ярославле прошло только два «Ѕольших обеда», а мы планировали около п€ти. ќдин прошел у нас на ѕерекопе в «“екстиле», а второй – в Ћенинском районе, в одном из дворов многоквартирного дома. ћы благодарны семье јрифулиных за то, что они выступили инициаторами и сделали все то, что требуетс€ по инструкции дл€ правильного проведени€ «Ѕольшого обеда», начина€ с афиш, которые были расклеены по подъездам, и заканчива€ столами, угощени€ми.

– ћного людей посетило «Ѕольшой обед»?

– «Ѕольшой обед» во дворе прошел камерно. Ќе много соседей откликнулось. ћы понимаем, что город еще не готов инициировать проекты, но уже готов участвовать. Ќа «“екстиль» пришло около 200 человек, из тех, кто регистрировалс€. ѕришли и те, кто говорил: «ћы не будем садитьс€ за стол, мы просто хотим посмотреть, что это такое». Ќо в результате они все равно оставались, присаживались за стол. Ѕыло очень много людей, но атмосфера была очень дружелюбной. ќчень комфортно, потому что люди были в отличном настроении. —прашивали рецепты, делились едой, которую приготовили. ќчень порадовало то, что это действительно был обед – мы сели за один большой стол, который поставили через всю площадь на «“екстиле», и получилась действительно совместна€ трапеза. ќчень красивый момент.

– –азница с прошлогодним «ќбедом» ощущалась?

– ¬ прошлом году на «Ѕольшом обеде» было много активных меропри€тий: и игр, и мастер-классов. ѕоэтому люди много ходили, перемещались из одного пространства в другое. ј здесь мы были как-то более сконцентрированы в одном месте. » еще одно отличие: в прошлом году «ќбед» был в парке, на открытой площадке на набережной. ћногие люди просто проходили мимо, не понима€, что происходит. ¬се равно это мешало... Ќо в этом году меропри€тие прошло на оформленной территории и все получилось по-домашнему уютно. ’очу отметить, что никто особо не напр€галс€. ¬се прошло без сверхъестественных усилий. ћногие пришли заранее, помогали друг другу. –асставл€ли стуль€, украшали пространство. ¬месте обедали и вместе убирали территорию. Ќикому не нужно было ничего объ€сн€ть. Ћюди сами все уже понимали. ƒаже волонтеры, которые обычно всех координируют и помогают – они отдыхали в этот раз и наслаждались моментом.

–  то участвует в таких меропри€ти€х?  то она – ваша аудитори€?

– ƒл€ нас очень важно, чтобы это были разные люди. ћне, например, неинтересно делать такой проект только дл€ молодежи, или только дл€ семей с детьми. ќчень хочетс€, чтобы территори€ привлекала разных людей и эти разные люди видели друг друга, и учились друг друга понимать, общатьс€. Ќа «ќбеде» были люди с маленькими детьми, со взрослыми детьми, была молодежь и люди преклонного возраста. ќсобенно при€тно было видеть, как местные перекопские бабушки, проход€ мимо ворот и вид€, что там происходит какой-то праздник и много счастливых людей, загл€дывали (видно было эту сложную внутреннюю работу) и все-таки делали шаг вперед. »х тут же подхватывали разные люди, начинали с ними общатьс€, сажали за стол. “о есть коммуникаци€ складывалась сама собой. Ёто очень здорово, что это именно разные люди, а нет некой целевой аудитории, на которую мы работаем.

1 / 5

– ” вас за плечами много проектов самой разной направленности.  акой из них был самым запоминающимс€?

– —ейчас дл€ мен€ это проект, св€занный с « расным ѕерекопом». ѕервый проект мы сделали в 2007 году, и до сих пор вспоминаем его, потому что это было сумасшествие, смелость и мне кажетс€, что сейчас € бы уже была не способна вот так действовать. “огда мы пришли к директору фабрики « расный ѕерекоп» и сказали, что нам нравитс€ эта площадь. ѕричем это не «“екстиль», который р€дом, а мы хотим использовать пространство самый фабрики. ѕопросили: «ќткройте нам цеха». ¬ этом цехе будет мастер-класс по современному танцу, здесь – по современному театру, здесь люди будут учить иностранные €зыки, здесь – фотовыставка. Ќам хотелось сделать такой проект «ћануфактура»: фабрика работает, люди продолжают работать на своих станках, но при этом приход€т другие люди, которые тоже труд€тс€, но творчески. ƒиректор разрешил открыть фабрику на целый день.  онечно, люди проходили по временным пропускам, но тем не менее, мы до сих пор помним этот день. — утра и до позднего вечера. ћы пригласили французский театр, и вместе с актерами “ё«ј и театром современного танца они делали лабораторию, посв€щенную жизни на фабрике. Ёто было очень любопытно, потому что на фабрике, если ходить по цехам, невозможно дышать, ведь основной материал – хлопок, и он сразу забиваетс€ в глаза, нос, рот. Ёто очень своеобразное ощущение. јктеры исследовали это состо€ние сложности дыхани€. » после лаборатории, современного танца и театра к нам подходили рабочие фабрики, обнимали. ќдной французской актрисе они подарили платочек. —казали, что они почувствовали глоток свежего воздуха и что-то пон€ли про то место, где они каждый день работают. ƒл€ мен€ было ценно, что это было абсолютно современное искусство. Ќе социальные практики, которыми мы сейчас занимаемс€. » что особенно важно, это современное искусство оказалось пон€тным и его прин€ли.

– „то там будет происходить зимой?

– Ѕудущей зимой, скорее всего, будут «√ородские выходные», какие были этой зимой. ћы планируем сделать отопление в самом цехе. » поэтому, скорее всего, будет работать и сам цех, и площадь. ћеропри€ти€ об€зательно будут. Ќо в июле у нас начнетс€ процесс строительства, и от того, когда он завершитс€, будут зависеть дальнейшие планы.

–  ак набираетс€ команда организаторов проектов? Ћегко ли к вам присоединитьс€?

– ћы очень открыты. Ћюбой пост, любое сообщение завершаем словами» «ѕрисоедин€йтесь!».  огда в городе подобными проектами занимаютс€ один–два–п€ть человек – это безрезультативно, не так ценно. Ќо когда люди присоедин€ютс€, а еще важнее, делают сами – нас это очень радует. » мы никогда не воспринимаем это как конкуренцию. Ќаоборот, мы воспринимаем это на ура. ≈сли кто-то тоже этим занимаетс€, значит, в наших проектах люд€м будет легче. ”же более полугода мы организуем открытые рабочие встречи. ќни проход€т в time cafe «—амое врем€», и любой человек может прийти. — любой идеей. ¬ принципе, так и происходит.  то-то присоедин€етс€ к нашим проектам, кто-то хочет организовать свой, например, литературный фестиваль. ћы работаем, подсказываем что-то, проводим мозговые штурмы. ћне интереснее не когда мне принос€т какую-то идею, потому что у нас самих их миллион. √ораздо интереснее подсказать, помочь человеку, чтобы он сам это сделал. я за то, чтобы идей были тыс€чи, и авторов, и кураторов было много.

–  то работает с вами?

– Ќаша команда – п€ть человек. Ёта команда работает год. ¬ообще наша организаци€ работает с 2006 года и основной кост€к – два человека – —ергей  ремнев и €. ќстальные люди мен€ютс€. ѕрежде люди присоедин€лись к нам на проекты. Ќо сейчас, в течение года, мы работаем сложившимс€ коллективом. ѕочти все эти люди имеют еще одно место работы и выдел€ют максимально возможное врем€, чтобы заниматьс€ еще и городскими проектами. —ейчас € – единственный человек, который работает на полный график.

– ёли€, расскажите, почему вы решили заниматьс€ творческими проектами?

– я работала в центре современного искусства «јрс-форум». ѕришла туда, потому что училась в аспирантуре, защищала диссертацию по перформансу, и мне было интересно современное искусство. я пришла работать в единственный в ярославле центр современного искусства, которого сейчас уже, к сожалению, нет. » там мы с —ергеем  ремневым начали пробовать развивать это направление. ћы сделали киноклуб, делали перформанс-лаборатории, занимались современным танцем. » в тот момент, когда двери «јрс-форума» закрылись, мы, по сути, оказались в городе. —начала мы стали пробовать разные площадки: библиотеки, торговые центры, башни, улицы, набережные. ѕроводили выставки, кинопоказы, спектакли, но немного в другом контексте. ѕотом мы пришли к тому, что нам захотелось сделать какие-то новые маршруты в городе. ћы мечтали иметь свою площадку, но к этому мы пришли лишь в прошлом году, когда нашли место, которое мы назвали «“екстиль», и сейчас работаем над этим.

– —уществует на «“екстиле» обща€ концепци€, обща€ иде€?

– ¬ы знаете, дело в том, что «“екстиль» пока не открыт, как «Ќова€ √олланди€» в ѕитере, например. ” нас не было такой идеи – мы что-то создадим, придумаем правила и будет кака€-то едина€ иде€ – мы открываем двери и, пожалуйста, приходите, пользуйтесь. ћы сказали, что в течение первого года мы будем просто пробовать разные форматы, смотреть, что вообще за люди будут приходить. ѕотому, что это новое как дл€ нас, так абсолютно новое и дл€ города. Ќам неинтересно что-то придумать и потом дать люд€м это «съесть». ќчень хочетс€, чтобы это формировалось и складывалось вместе. Ќо нека€ иде€ дл€ нас всегда очень важна. »де€, ценности, которые у нас есть. » на «“екстиле» даже есть правила, потому что правила, объедин€ющие людей, должны существовать. „то касаетс€ последнего года, то дл€ нас объедин€ющей идеей была встреча горожан. ≈сли задуматьс€, сейчас в городе нет площадок, где разные люди могут просто посмотреть друг другу в глаза и при этом не возненавидеть как, например, в толпе в ƒень города или 1 ма€. » это не торговый центр, где люди объедин€ютс€ немного на другой почве. ќчень хотелось открытого, свободного пространства, что не требует покупки билетов, не об€зывает ни к чему. Ќо куда ты приходишь, тебе не говор€т, куда идти и что делать, и где нет человека с микрофоном. я даже думаю, что его не нужно и покупать. » давать люд€м свободно перемещатьс€, следовать своему пути внутри этой городской площади. ¬от эта иде€ городской площади мне очень нравитс€, потому что город – это прежде всего площадь.

– ” вас есть конкуренты?

– Ќет, нет. я иногда думаю, может, торговые центры наши конкуренты? ѕотом понимаю, что нет. ¬едь те люди, которые предпочитают идти с детьми в торговые центры – это все-таки не наша аудитори€. ѕусть вокруг нас собираетс€ критическа€ масса тех людей, у которых уже сейчас потребность провести день с ребенком или в городе – но именно в таком формате.