Вечером 13 января в администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов Ярославля состоялась встреча жильцов и собственника бывшего стадиона «Локомотив» на Суздальском шоссе. Бизнесмен Роман Емельянов, директор и учредитель строительной компании «Эверест», предложил жителям района высказать свои идеи по благоустройству территории стадиона.
Сейчас это заросшие травой руины, куда приходят выгуливать собак и пить пиво на полуразрушенных трибунах, время от времени летом здесь тренируются спортсмены.
Мы тоже побывали на собрании с обсуждением судьбы стадиона и узнали, чего боятся местные жители и какие планы у владельца на территорию. И если внимательно вслушаться в речь каждой стороны, то становится яснее, к чему всё идет. Мы слушали внимательно и предлагаем ознакомиться с этим вам.
«Новая жизнь для руин стадиона»
Встреча прошла в администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов города. Обсуждать судьбу некогда крупнейшего стадиона в городе пришли около 15 человек — в основном пожилые люди. Пока шла подготовка к презентации и беседе, в небольшом кабинете доносился полушепот: «Я слышал, жилые дома построить хотят, их там не надо». Люди помнят, как частный сектор на Суздальском шоссе разрешили застраивать восемнадцатиэтажными домами. Теперь высотная застройка для местных сродни страшному сну.
Представлять идеи по освоению территории стадиона приехал сам владелец, вместе с ним к людям вышли сотрудники администрации и главный архитектор Ярославля Артем Цымбалов.
Слово взяли чиновники, поспешив сразу объясниться, что не имеют никакого отношения к территории, администрация лишь представляет площадку для проведения голосования. И это правда: раньше стадион принадлежал компании «РЖД», но в 2020 году за 34,96 миллиона рублей его выкупил Роман Емельянов — директор и учредитель строительной компании «Эверест». Как позже выяснилось, коренной житель Фрунзенского района.
«Где мало людей, там опасно»
Роман Емельянов пришел не один, вместе с ним был соинвестор и представитель компании. Предприниматели подготовили презентацию, где предлагали жителям города варианты благоустройства территории стадиона, которые в будущем обещали внести в проект. Среди них — стадион, беговые дорожки, прогулочный парк, спортивные площадки и территория для выгула собак. Но дошедших до администрации жителей волновал только один вопрос:
— Мы слышали, что собираются строить дома жилые на месте стадиона. Нам их там не надо, — выступил первым худенький пенсионер, теребя в руках черную шапку.
— Мы пока такой вариант не рассматривали, — лаконично ответил Роман Емельянов.
По залу прокатился вздох облегчения. Люди принялись обсуждать устройство территории, спорить о необходимости появления собачьих площадок. Но, видимо, радость была преждевременной. Слово взял архитектор Артем Цымбалов.
— Мы прорабатывали с инвестором некоторые варианты в устной форме. Конечно же, мы тоже выявили тот факт, что такой крупный стадион на этой территории — излишний. Если он нам необходим и мы планируем проводить там какие-то серьезные соревнования, то в целом мы и хотим это выяснить. Мы наблюдали за жизнью людей в этом районе, мы видим, что там очень много детей. Наверное, стадион — это не совсем то место, которое бы их устроило для игр. Им скорее нужна детская площадка, парковая зона. Плюс мы прорабатывали варианты размещения там и ФОКов в том числе. И какого-то жилья, определенные доли на размещение каких-то торговых объектов. Но не крупных. Менее крупных жилых каких-то массивов, — рассказал архитектор.
Артем Цымбалов стал приводить больше аргументов, расплывчато бродя вокруг темы застройки.
— Тем не менее территория должна, наверное, зажить более активной жизнью. То есть неплохо было бы на этой территории совместить всё в нужном балансе. Вопрос этого баланса в том, что нужно сохранить, что нужно добавить на эту территорию. Сейчас это брошенное перекати-поле. Там мало людей, а где мало людей, там опасно. Поэтому чем больше там будет новой цивилизованной жизни, когда у территории появится хозяин, в ФОКе, в жилом доме она, конечно же, приобретет более социальный характер, — подытожил архитектор.
После окончания речи чиновника встала пожилая женщина. Она аккуратно достала из сумки бумажку и зачитала по ней обращение.
— Можно? Меня просили передать. Жилые дома там не нужны.
— Ни один, ни два? — перебил говорящую Цымбалов.
— Ни один, ни два там не надо, — твердо парировала женщина. — Просили передать, чтобы был парк со спортивными площадками. Не надо мудрить. Сделайте по-простому. И торговых центров и площадок не надо. И так магазинов полно.
Спросили для приличия
После высказывания архитектора интонации говорящих накалились. Люди, представляющие на месте стадиона благоустроенную общественную территорию, стали закипать.
— Не надо нам жилых домов, — твердят 15 человек.
— Да даже если спорт сделают, всё будет платно, — вторят друг другу сидящие.
Артем Цымбалов решил прояснить ситуацию. И предупредил людей: ваши пожелания будут учтены, но инвестору нужна коммерческая выгода.
— Еще раз хотелось ввести в курс всё наше собрание. Сегодня мы с вами собираем мнения для того, чтобы инвестор учел их. В последующем выполненный проект будет всё так же представлен на всеобщий суд. И мы проведем опять встречу. Смотрите, чтобы не было никаких недоговоренностей. Территория частная. На сегодняшний момент коллеги занимаются проектированием. Для проектирования они изъявили желание встретиться с горожанами, чтобы учесть пожелания. Эти пожелания будут учтены. Я насколько понимаю, заранее сразу скажу, я не знаю, в каком виде, но насколько я понимаю, на данной территории в любом случае должен появиться объект не только парковый и не только спортивный, или только спортивный. Это уже будет решать проектировщик и инвестор. Все понимают, что объект был куплен за какие-то средства и поэтому должна быть экономическая целесообразность этих действий. Поэтому там со временем может появиться, мы этого не знаем, жилой дом, либо офисное здание, либо магазин. Но предприятие там появиться не может. Но всё остальное, что я вам перечислил, появиться там гипотетически может. В каком объеме и в какой функции — это вопрос, — подытожил Цымбалов.
«Это ложная информация»
Летом мы уже писали о судьбе стадиона. Тогда в департаменте градостроительства и архитектуры Ярославля рассказали, что землю под стадионом пытались переделать под застройку. А точнее, новый собственник предпринял попытку изменить назначение земли из территории общественного использования на зону жилой застройки.
— Заявлений по разработке проекта планировки на территорию стадиона не поступало. Ранее утвержденная документация отсутствует. Заявитель обращался за изменением зонирования в генеральный план города Ярославля из зоны специализированной общественной застройки в жилую зону. Получен отказ в связи с недостаточным обоснованием данного изменения в части обеспечения территории социальной и инженерно-транспортной инфраструктурами в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования, — такой ответ официально предоставили редакции в департаменте градостроительства мэрии Ярославля.
Правда, собственник отрицает, что подавал какое-либо заявление, и говорит, что слышит об этом впервые.
— Это ложная информация. Мы не обращались за изменением зонирования, — ответил корреспонденту 76.RU Роман Емельянов.
Артем Цымбалов версию предпринимателя подтвердил и сообщил, что таких заявлений не поступало.
Теперь жителям района остается только ждать собрания, на котором представят проект планируемой территории. Тогда станет известно, что будет на месте разваленного стадиона. Но уже ясно одно: стройке на этом месте точно быть.