
Александру Сергеичеву 29 лет. Последние шесть из них он живет в доме престарелых. Оказался там из-за страшных обстоятельств. Летом 2013 года молодой высокий парень отдыхал с друзьями у воды. Решив искупаться, Саша, не проверив дна, нырнул в озеро. Неудачный прыжок обернулся переломом шеи с разрывом спинного мозга. Врачи спасли юношу, но за травму он поплатился, оставшись обездвиженным почти полностью — частично действует только левая рука.
— Просто неудачно нырнул головой вниз. И всё, — Саша немногословно описывает случившуюся с ним трагедию.
Ярославец не сдался и не собирается этого делать. Александр ищет себя в искусстве и мечтает сбежать из дома престарелых, куда его отправила жизнь. На интервью с Сашей мы долго договаривались: в интернат не пускают журналистов из-за коронавирусных ограничений. Встретиться удалось в торговом центре в Ярославле.
Саша — симпатичный молодой мужчина. Руки и ноги при нём, только не двигаются. И не будут уже, скорее всего, никогда. Он сидит в инвалидной коляске. На вопрос, почему он живет именно в доме-интернате для престарелых и инвалидов, полуулыбкой отвечает: «По жизненным обстоятельствам».
— Мама с отцом давно в разводе, все родственники есть, просто так получилось, — говорит Александр.
Иногда Саша заказывает соцтакси, чтобы приехать в Ярославль, как и в этот раз. Условия жизни в интернате его не устраивают: для пожилых людей, которые нуждаются в уходе, они вполне подходят, но не для молодого и жаждущего жить мужчины.
Хочется быть ближе к людям
Главное хобби и занятие Саши сейчас — рисование. Александр рисует картины, держа кисти во рту. И получается у него так умело, что конечный результат хочется разглядывать — и по сюжету, и по реализации. Есть и природа с натюрмортами, но особенно интересно получаются сюрреалистичные работы.
Саша надеется, что рисование на заказ, продажа картин помогут ему вырваться из интерната, снять квартиру в Ярославле и зажить более интересной жизнью — со смыслом, общением с разными людьми.
— Хотел бы жизни, более-менее приближенной к нормальной. Свой дом. Если бы получилось, семью… Конечно, это вряд ли, но всё равно стремлюсь к этому. Ближе к людям быть. Я сейчас постоянно, можно сказать, в четырех стенах. Это давит на психику. Живу в комнате один. Я там ни с кем не общаюсь. Не с кем. Вокруг в основном пенсионеры. Там есть еще человек, как я, может, чуть постарше. Мы передвигаемся в электронных креслах. Летом по Некрасовскому катаемся — гуляем. На одной из таких прогулок познакомился с местными ребятами, вот с ними иногда время провожу. Если жить не в интернате, с творческой стороны я мог бы больше времени уделять написанию картин и продавать их на площадках через интернет. Галерея Саатчи есть, например. И другие. Хотел еще начать заниматься товарным бизнесом. Закупать и продавать электронику.
На одну работу у Александра может уходить от пары часов до нескольких месяцев. Всё дело в том, что рисовать, когда захочется, Саша не может — ему обязательно нужен помощник, чтобы выдавить краску на палитру, помыть кисти.
— Могу небольшую картинку формата А3 нарисовать за два с половиной часа, а вот, например, на большую с множеством деталей размером 80 на 100 сантиметров у меня ушло 2 месяца, — говорит мужчина. — Но в интернате я могу рисовать только в пятницу и воскресенье по два часа. Я завишу от помощника, а он только в эти дни может ко мне приходить, и то не всегда. Если бы у меня был свой человек всегда рядом, то я бы мог хоть каждый день рисовать.
Сейчас Александр выставляет свои работы в Инстаграм.
— Рисую в разных стилях, мне наиболее близок сюрреализм, — говорит Саша. — Рисовал одну работу на заказ — сирень, продал еще одну картину. Остальные дарил людям, которые мне помогали в каких-то моментах жизни.
Сюжеты для своих картин видит во снах или подсматривает в жизни.
— Это сложно объяснить. Некоторые из моих работ я во сне увидел, а некоторые — просто замечаешь какой-то момент, но видишь его немного по-другому, додумываешь детали. Честно, я даже не знаю, как это объяснить, откуда возникают идеи. Всё спонтанно, — рассказал Саша.
Сейчас он ищет поддержки в том, чтобы снять квартиру в Ярославле и оплачивать работу помощницы, так как быть полностью самостоятельным в быту он не может. Саша уверен, что уже в течение года жизни в городе вне интерната он сможет начать окупать свои расходы и на жилье, и на производство картин. Пожелаем ему в этом удачи!
Если вы хотите помочь Александру Сергеичеву, это можно сделать на его странице в Instagram.