Город Омбудсмен рассказал, на что чаще жаловались ярославцы в 2021 году

Омбудсмен рассказал, на что чаще жаловались ярославцы в 2021 году

Сергей Бабуркин — о финансовых мошенниках, ковидных запретах, «хеппи-эндах» и мусоре во дворе

Рост количества обращений в адрес уполномоченного по правам человека — во многом следствие повышения правовой грамотности населения

Ежедневно в адрес уполномоченного по правам человека в Ярославской области поступают десятки обращений: жители звонят, отправляют электронные и обычные письма, присылают сообщения в мессенджеры и соцсети. Вопросы ярославцев волнуют самые разнообразные: от плохих дорог и ковидных ограничений — до... замерзающих в пруду уток. Сергей Бабуркин рассказал, какие насущные проблемы обрушились на земляков на второй год пандемии, как живут сейчас герои прогремевших в СМИ историй и реально ли восстановить нарушенные права одним звонком.

Сергей Александрович, судя по статистике, обращений к уполномоченному с каждым годом становится всё больше — значит ли, что права людей нарушаются чаще?

— Количество обращений действительно увеличивается с каждым годом, но это скорее — следствие повышения правовой грамотности людей, роста нашей известности и уровня доверия к уполномоченному как институту государственной правозащиты. И если в первые годы моей работы большинство звонков и писем было от людей зрелых и пожилых — теперь ко мне все чаще обращаются и студенты, и даже школьники. Причем не только из Ярославля или Рыбинска, но и из самых отдаленных уголков Ярославской области.

Все чаще с вопросами и проблемами к правозащитнику обращается молодежь

На что чаще жалуются?

— Топ-5 наиболее часто нарушаемых прав в 2021 году примерно тот же, что и раньше: это право на жилище, на доступ к правосудию, на социальное обеспечение, на медицинскую помощь и на труд.

— Если взять право на жилище, какие сюда входят проблемы и ситуации?

— Здесь я бы выделил два направления: вопросы предоставления жилья и вопросы обеспечения надлежащих условий проживания в жилище. Первое направление — это расселение ветхих и аварийных домов, обеспечение жильем льготных и нуждающихся категорий граждан, предоставление жилья погорельцам и т. д. И здесь же — проблемы необоснованного выселения людей из единственного жилья (так произошло в нашумевшей истории с немощным ярославцем Анатолием Писаревым, которого чиновники лишили квартиры по заочному решению суда). Косвенно сюда примыкает и «неприглядная» проблема бездомности. Но нередко бывает, что жилье по факту есть, но условия проживания оставляют желать лучшего… Помните историю с нашей общей борьбой против размещения мусорных контейнеров во дворах домов? Это тоже относится к праву на жилище. И такой широкий спектр проблем — за каждой формулировкой в списке.

Жителей волнует широкий спектр проблем
Одно из основных направлений работы — это расселение ветхих и аварийных домов

— Пандемия и противоэпидемические ограничения повлияли на количество и характер обращений?

— Конечно, особенно остро это почувствовалось в первую волну, когда резко возросло, я бы даже сказал, взлетело число обращений в сферах права на труд, на образование, на медицинскую помощь, на обращение в госорганы (многие госучреждения закрылись, коммуникация с властью перешла в режим онлайн). Люди жаловались на отстранение от работы без сохранения заработной платы, на отсутствие необходимых условий для перехода на дистанционное образование (например, один ученик из сельской местности был вынужден залезать на дерево, чтобы «поймать сеть»!), на недоступность плановой медицинской помощи в связи с занятостью медучреждений «ковидными» пациентами и так далее.

Поступает много жалоб от невакцинированных граждан: работодатели принуждают к вакцинации под угрозой увольнения. Остается актуальной проблема недоступности срочной медицинской помощи: граждане сетуют, что невозможно дозвониться и вызвать врача, вместо ответа приходится часами слушать музыку. Я уже подготовил обращение на имя губернатора области, но решил начать с нового руководства профильного департамента здравоохранения и фармации — ожидаю ответа на направленный туда запрос.

Болевые точки есть и в здравоохранении, и в образовании, и в социальной сфере

— После введения QR-кодов, наверное, тоже поступает много жалоб?

— Да, тема актуальная и болезненная. У меня есть обращения, как говорится, «с обеих сторон баррикады». Есть те, кто считает себя ограниченными в праве на труд, в праве на образование и даже в праве на охрану здоровья из-за принуждения к вакцинации от COVID-19. Буквально на днях я получил коллективное обращение от студентов одного из ведущих вузов области: ребята жалуются на то, что для непривитых учащихся созданы неприемлемые и унизительные условия сдачи зимней сессии. И, конечно, по этой ситуации, как и по многим схожим обращениям, я провожу проверки: если факт нарушения прав подтверждается — призываю к немедленному их восстановлению. Но есть и обращения иного плана. Люди указывают на несоблюдение другими гражданами предписаний о необходимости вакцинации как на действия, препятствующие улучшению эпидемической ситуации и нормализации общественной жизни.

— Наверняка есть и «вечные», системные проблемы — по ним кроме точечного реагирования предпринимаются какие-то профилактические меры?

— Да, такие проблемы, к сожалению, есть, и работа по ним ведется длительная и планомерная: это и «адресное» восстановление прав, и просветительская, и нормотворческая деятельность — когда мы предлагаем совершенствовать нормативные механизмы, регулирующие реализацию прав в проблемной сфере.

Например, реализация прав потребителей финансовых услуг. Это и проблемы невыплаты кредитов, и списания со счетов должников социальных выплат в счет погашения кредита, а также банкротство физических лиц, взаимоотношения с коллекторами, деятельность недобросовестных кредитно-потребительских кооперативов, финансовых пирамид и лжеюристов. Здесь мы как раз стараемся действовать по всем фронтам: проводим межведомственные совещания, по итогам направляем предложения в профильные органы на региональном и федеральном уровнях, участвуем в региональной программе повышения финансовой грамотности населения, даем консультации и рекомендации на ТВ, радио, интернет-площадках, издаем и распространяем просветительские буклеты, листовки, брошюры.

Чтобы повысить финансовую грамотность населения, уполномоченный проводит консультации и рекомендации на ТВ, радио, интернет-площадках

Еще одна проблема — оказание жителям области квалифицированной бесплатной юридической помощи. Список категорий граждан, имеющих право на бесплатную юрпомощь, ограничен законом — и доступна она лишь в определенных тем же законом ситуациях. Но практика показала, что этот перечень требует корректировки. Вот уже пятый год мы совместно с региональным отделением Ассоциации юристов России, Управлением Минюста России, Адвокатской палатой Ярославской области продвигаем пакет изменений в региональное законодательство, чтобы расширить доступность бесплатной юридической помощи. Параллельно стараемся своими силами организовывать больше бесплатных приемов и доступных правовых консультаций для граждан. В ноябре совместно с Ассоциацией юристов России и прокуратурой Ярославской области провели День бесплатной правовой помощи пенсионерам. Записавшихся было так много, что работать пришлось в очно-заочном формате, общаясь с пожилыми людьми и лично, и по телефону, и даже в видеомессенджерах.

— В СМИ периодически «выстреливают» громкие случаи — как с Алексеем Котовым, который 20 лет жил в неволе в Казахстане. Казалось бы, всё разрешилось благополучно, но наверняка таким героям нужна и дальнейшая поддержка. Держите с ними связь?

— Мы стараемся не упускать из виду граждан, которым удалось помочь, следить за их судьбой, поддерживать контакт. С Алексеем Котовым недавно созванивались по телефону. Говорил на прошлой неделе и с родственниками Анатолия Писарева — он, кстати, переехал в другую квартиру и живет рядом с родней, под присмотром и уходом. Созваниваюсь и с Владимиром Сергеевичем Кедровым, преподавателем ЯГМУ, оказавшимся на улице без жилья. Сейчас он проживает в пансионате, пишет книгу. Беседуем с ним периодически о жизни, иногда получается помочь решить мелкие бытовые проблемы.

— Многие думают, что омбудсмен — этакий волшебник: позвонит, разберется — и ситуация вмиг разрешится. А как на самом деле?

— Некоторые проблемы, увы, одним звонком не решить: взять, например, историю людей, живших в неотапливаемых административных корпусах бывшего оборонного завода. Сейчас эти семьи проживают в новых квартирах, но бились мы за этот хеппи-энд несколько лет.

Но бывает и по-другому: помните ситуацию со взрывом газа в доме на Батова? Людей тогда расселили, и вот недавно СМИ сообщают: один из переехавших — пенсионер — замерзает в своей нынешней квартире. Оказалось, что причина холода — давно прогнившие межпанельные швы. Вот здесь как раз получилось помочь очень оперативно: почти сразу после нашего вмешательства управляющая компания эту проблему устранила.

Команда уполномоченного по правам человека в Ярославской области удостоена почетной премии регионального отделения Ассоциации юристов России «Юрист года» в номинации «Правозащитная деятельность»

— А случалось ли получать странные жалобы или обращения не по адресу?

— Да, обращения бывают порой обескураживающими: как-то пенсионерка попросила меня спасти от холода замерзающих уток в пруду, не так давно женщина, находящаяся в учреждении социального обслуживания, обратилась с просьбой вернуть сбежавшего жениха. Но мы в любом случае проверяем каждый входящий сигнал. И даже если просьба неисполнима, стараемся хотя бы побеседовать с человеком, оказать ему моральную поддержку.

— Если вкратце подвести итоги года: чем особенно хочется гордиться, какие задачи и вызовы ждут в следующем году?

— Предмет моей особой гордости — мой аппарат, точнее, его сотрудники, помогающие реализовывать стоящие перед уполномоченным правозащитные задачи. Работа Аппарата уполномоченного по правам человека в Ярославской области в этом году получила высокую оценку профессионального юридического сообщества — наш коллектив удостоен почетной премии регионального отделения Ассоциации юристов России «Юрист года» в номинации «Правозащитная деятельность». Но это налагает и повышенную ответственность — будем стараться держать планку и в следующем году!

Напомним, что записаться на личный прием к уполномоченному по правам человека в Ярославской области или получить правовую консультацию можно по телефону (4852) 78-60-32 — и через круглосуточную интернет-приемную на сайте www.up76.ru.

Адрес для письменных обращений:
г. Ярославль, 150000, ул. Революционная, д. 28.
Электронная почта: upch@yarregion.ru.
Официальные страницы уполномоченного в соцсетях: «Фейсбук» и «ВКонтакте».

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем