Всё чаще этот город в новостях затмевает Ярославль. В нём восхваляют множество деталей приезжие, пока в столице региона ругают дороги. Так и ярославско-питерский бизнесмен и краевед Ян Левин написал целую оду городу, который еще называют местным Санкт-Петербургом. Публикуем его колонку.
Рыбинск. Специально сгонял в этот замечательный город, будучи наслышанным о некоторых положительных изменениях, произошедших там за последние годы. Раньше катался регулярно, а последние года четыре как-то не доводилось. Рыбинск — самый не ярославский город Ярославии, как я его аллегорически назвал в каком-то из своих краеведческих текстов, буржуа в цилиндре посреди толпы купцов с окладистыми бородами. По своей сути город гораздо ближе к Петербургу или крупным торговым городам Нижнего Поволжья, вроде Саратова, нежели к исконно-посконным патриархальным старинным городам и городкам Центральной России. За советское время господину в цилиндре подбили глаз и порвали фрак, и к 2000 году, когда состоялось мое первое знакомство с Рыбинском, исторический центр города подошел в довольно скверном состоянии. Сердце кровью обливалось — самобытная застройка «сплошной фасадою», образцы гражданской архитектуры столичного уровня, очень цельный исторический облик, своё лицо, куча исключительно местных рыбинских фишек, не имеющих никакого отношения ни к Ярославлю, ни к Ярославии — и всё это даром никому не нужно.
Исторический центр в начале XXI века продолжал ветшать и разваливаться, выглядел всё более и более захолустно. Рыбинск никогда не был туристическим центром (хотя, безусловно, обязан им быть), никогда не был включен в туристические маршруты: сказалась советская полузакрытость города. В этом вопросе советская переориентация с «города-коммерсанта» на «город-инженер» сыграла с ним злую шутку.
Несколько лет назад в городе начали происходить позитивные процессы: шаг за шагом исторический центр стал преображаться. О Рыбинске начали говорить. Несколько кварталов в самом сердце города я поначалу просто не узнал — настолько они преобразились. Всё традиционно просто — детали решают. Выложить пару улиц брусчаткой, упорядочить парковки, привести в божеский вид фасады, синхронизировать дизайн вывесок (рыбинский опыт в этом плане стал известен на всю страну, о нём напишу отдельно), интересные уличные малые формы, сделать дорожные знаки не огромными латухами, загораживающими всё живое, а маленькими, на европейский манер — оказывается, это возможно?!
По итогу эти несколько кварталов — полноценный туристический объект, точка притяжения, для посещения которой вполне можно махнуть пару сотен верст. Камерное уютное пространство, причем не лубок, а вполне себе самобытное.
Я наконец-то увидел в городе массу туристов, индивидуальных и групп, многие с экскурсоводами. Естественно, наведенный марафет не решает глобальных проблем города. На окраинах такие же убитые дороги, за поновленными фасадами исторического центра — всё те же колоритные полуразрушенные дворы, в которых хорошо снимать фильмы про войну. Но визуально центр города преображается, пусть и небольшими шагами, становится более комфортным для человека, интересным — и приезжим, и самим горожанам. За те несколько лет, что я не был в Рыбинске — результат налицо.
Опять-таки, на днях в городе открыли макет затопленной Мологи, масштаб 100:1, восстановили по историческим фото каждый дом! Я же говорю — о Рыбинске в информационном поле разговоров всё больше, всё больше пусть и небольших, но изменений и событий, и я искренне рад этому.
Согласны с автором?