О том, как грамотно решать коммунальные проблемы, как быстро и легко оставить заявку в управдом, порталу 76.ru рассказал директор департамента Государственного жилищного надзора, главный государственный жилищный инспектор Ярославской области Денис Мещеряков.
Самое резонансное дело
– Денис Дмитриевич, на какие коммунальные проблемы чаще жалуются ярославцы в этом году?
– На начало отопительного сезона появился ряд жалоб о том, что в квартирах недостаточно тепло. В большинстве случаев эти вопросы решаются в течение нескольких часов. Как правило, проблема разрешается регулированием и настройкой самой системы. Много поступает вопросов по содержанию и ремонту жилья, содержанию подъездов, уборке придомовой территории. Мы выявляем нарушения, выдаем предписания. Если предписания не выполняются, то материалы проверки направляются в суд для привлечения нарушителей к административной ответственности. (Подробнее о том, как проводится проверка, читайте в предыдущем интервью. – Прим. авт.).
– Какое коммунальное дело в Ярославской области вы считаете наиболее резонансным в этом году?
– К сожалению, это вопросы, связанные с эксплуатацией газового оборудования, трагедия в доме на улице 6-й Железнодорожной. Мы видим, что управляющие компании и газовые службы активизировались в данном направлении. Это залог того, что подобные трагедии не должны повторяться.
Жалобы на плату за жилье
– Ежегодно в области повышаются коммунальные тарифы. Разумеется, жильцы недовольны. Много обращений поступает в Госжилнадзор по этой теме?
– В начале этого года некоторые управляющие компании необоснованно самовольно подняли плату за содержание и ремонт жилья. Кто-то увеличил на индекс инфляции, кто-то на иные суммы. В Госжилнадзор обратились жители многих домов. И в большинстве случаев мы выявили, что решение об увеличении размера платы не принималось на общем собрании, как того требует закон. Самовольное решение увеличить плату со стороны управляющей компании недопустимо.
Мы выдали управляющим компаниям предписания, они обжаловали решение в суде. Но суд встал на нашу сторону, поскольку именно собственники должны определить размер платы.
– О каких управдомах идет речь?
– Проблема существовала во Фрунзенском и Заволжском районах Ярославля.
– Планируется ли введение экзамена для представителей ТСЖ?
– На законодательном уровне такая инициатива была, но поправка еще не принята. В любом случае услуга проведения квалификационного экзамена у нас есть. Любой желающий может сдать экзамен и получить квалификационный аттестат.
Подать жалобу через Интернет
– Какие нарушения вы выявляете у управдомов и ТСЖ?
– Чаще всего вопросы касаются содержания и ремонта многоквартирных домов. Во многих случаях выявляются нарушения периодичности проведения ремонта подъездов. Много проблем с протекающими кровлями, изношенными инженерными сетями.
Что касается коммунальных услуг, здесь жалоб чуть меньше. В основном жалобы идут на расчет платы за коммунальную услугу. Зачастую жители сами составляют акты, направляют в управляющую компанию с требованием провести перерасчет. И проблема решается мирным путем. Это цивилизованный путь взаимодействия жильцов и управляющей компании.
Вмешательство контрольного органа должно происходить, когда управдом не реагирует на законные требования, пожелания жителей. Бывает и обратная ситуация: жильцы, не обращаясь в управляющую компанию, пишут жалобы в контролирующие органы. Мы выходим на проверку, и выясняется, что управляющая компания даже не представляла, что у человека есть такая проблема.
– Возможно, представители управдомов просто не фиксируют жалобы? До них сложно достучаться.
– Управляющая компания обязана вести журнал обращений. Если заявка не зафиксирована, за этим следует привлечение к ответственности. Сейчас предусмотрены серьезные штрафные санкции. Управляющие компании заинтересованы быстро и оперативно решать мелкие проблемы. Для них это лучше, чем платить штраф в 250 тысяч за разбитую лампочку.
– Денис Дмитриевич, ранее вы рассказывали, что заявки в управдомы вскоре можно будет отправить через Интернет. На какой стадии это нововведение в Ярославской области?
– Сейчас работа с ЖКХ ведется активно. Все управляющие компании зарегистрированы в ГИС ЖКХ (сводная по регионам информационная система Gis-zkh.ru. – Прим. авт.).
Законодатель дал дополнительное время, чтобы все управдомы научились работать в этой системе. К тем, кто до 1 января 2017 года не начнет работать в этой системе, будут применены меры административной ответственности и экономического побуждения. Если управляющая компания не зарегистрировалась, не выставила гражданину счет через личный кабинет, то гражданин вправе не оплачивать услуги компании до тех пор, пока эти счета в личном кабинете не появятся. Пени при этом взиматься не будут. ГИС ЖКХ предполагает большой объем раскрытия информации. Через этот сайт портал любой жилец сможет подать жалобу, не выходя из дома.