Каким будет бюджет 2016 года? Как навести порядок в сфере капремонта многоквартирных домов? Нужны ли ярославцам транспортные карты? На эти и другие вопросы корреспонденту портала 76.ru ответил заместитель председателя Ярославской областной думы Павел Исаев.
– Павел Валентинович, в областной думе началось обсуждение бюджета на будущий год, уже можно говорить о том, насколько сложным будет бюджет, какие расходы придется урезать?
– Конечно, бюджет 2016 года будет сложным. Это связано в первую очередь с общей ситуацией в экономике России. Сокращаются расходы федерального бюджета. Это проецируется и на все регионы России. В следующем году мы планируем, что доходная часть областного бюджета составит около 50 млрд рублей. Это чуть меньше, чем в текущем году.
В первую очередь в бюджете будут заложены деньги на выполнение социальных обязательств, на образование, медицину.
В условиях дефицита мы сокращаем все глобальные проекты, перераспределяем средства. Так, перераспределены будут деньги в дорожном фонде. Скорее всего, снимем некоторые суммы с областных дорог, крупных разъездов, мостов, чтобы перенаправить их на дороги поселений, городов: кварталы, проезды, дворы, улицы. Сумма из дорожного фонда, выделяемая Ярославлю, будет увеличена примерно в два раза. При этом около 300–400 млн рублей пойдет на дворы. Но мы хотим несколько иначе подойти к ремонту дворов: перепланировать дворовые территории в соответствии с потребностями жителей. Например, выделить зону парковки, зону отдыха для старшего поколения, зону для детей, спортивную зону.
Отдельно средства планируется выделить на сельские дома культуры. В прежнем или даже несколько большем объеме будет сохранена программа по строительству спортплощадок во дворах.
– Какие моменты при планировании бюджета сейчас вызывают вопросы и разногласия?
– Пока не решенный вопрос – это школьные завтраки. Деньги на них в бюджете заложены. Однако сейчас обсуждается, сохранить 50%-ное финансирование школьных завтраков или отказаться от этого.
Также пока решается вопрос о повышении зарплат младшему персоналу учреждений образования и здравоохранения. Если учителям и воспитателям мы повышали заработную плату, то, например, нянечки в детских садах до сих пор получают по 8–12 тысяч рублей. Мы уже второй год говорим о том, что надо изыскать порядка 300 млн рублей, чтобы поднять зарплату этой категории сотрудников.
–Как обстоят дела с государственным долгом Ярославской области? В условиях дефицита получается ли его сокращать?
– Мы продолжаем работать с государственным долгом, который сейчас составляет порядка 50% доходов областного бюджета. Это важно, поскольку в зависимости от государственного долга и дефицита бюджета Минфин принимает решение о предоставлении нам бюджетных кредитов под низкий процент, которыми мы заменяем кредиты коммерческие. Мы уже заменили порядка девяти миллиардов рублей. В следующем году есть шанс заменить еще четыре-пять миллиардов рублей коммерческих кредитов бюджетными. Это миллиардная экономия для бюджета. Тем не менее существенно сократить госдолг в ближайший год вряд ли получится.
– Помимо бюджетных вопросов бурную дискуссию среди депутатов вызвал отчет директора фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов...
– Почему-то правление фонда в Ярославской области решило массово заняться ремонтом крыш. Хорошая идея, но пока не трогали – не текло. Кроме того, предварительно опрос жильцов, а нужен ли им ремонт крыши, не проводился. Возможно, конкретно у этого дома есть более насущные проблемы?
На последнем заседании комитета облдумы руководитель фонда не дал ни одного четкого ответа на вопросы депутатов. Элементарно, сколько сейчас открыто крыш, он не смог сказать. Никакого контроля за тем, приступил подрядчик к работе или нет: о проблемах в фонде узнают только тогда, когда звонят жители, рабочие выходят на ремонт крыши без документов.
С одной стороны мы понимаем, что уходить от программы капремонта нельзя. Все дома отремонтировать за счет бюджета не получится. Но на практике получается, что наши «эффективные менеджеры» начинают осваивать 1,5 млрд рублей, а компетенции и опыта не хватает.
– И что делать? Какие варианты решения проблемы?
– Мы сейчас прорабатываем несколько вариантов выхода из этой ситуации. Один из них – предложить жильцам взять управление домом в свои руки. То есть самим собирать деньги на капремонт и следить за их расходованием. Самостоятельно или при помощи управляющей компании подыскивать подрядчика. Это значительно ускорило бы весь процесс – можно было бы избежать длительных конкурсных процедур.
Среди депутатов преобладает точка зрения, что необходимо стимулировать людей к переходу на спецсчета. Рассматривается даже возможность снижения платы за капремонт для тех, кто решится перейти на спецсчета.
Есть также интересные предложения от федералов. Например, дифференцировать плату вплоть до того, чтобы отменить плату за капремонт для людей старше 80 лет. Мы это тоже в решение комитета заложили.
Что касается кадровых перестановок, депутаты Ярославской областной думы предложили распустить все правление регионального фонда содействия капитальному ремонту, ввести туда новых людей. Я думаю, что это решение правильное и надо его поддерживать. Нужен новый директор, фактически антикризисный менеджер, который бы взялся и навел порядок в этой сфере. Осталось только найти такого человека, что само по себе непросто.
– Уже в ноябре в Ярославской области начнут выдавать новые транспортные карты. Как вы считаете, в условиях экономии бюджета, насколько это необходимо и велики ли затраты на их выпуск и обслуживание?
– Эти карты необходимы как учетный механизм. Мы персонифицируем деньги. Карты позволят знать, кто из льготников конкретно воспользовался услугой общественного транспорта. Это важно, поскольку есть информация о том, что транспортные предприятия накручивают счетчик и получают из бюджета деньги за несуществующие поездки.
Мы долго просчитывали механизм, чтобы уйти от дополнительных проблем для населения. Изначально механизм действия транспортных карт был слишком сложным: нужно было открывать все счета, писать заявление на перечисление компенсации, ждать перечисления этой компенсации. Поэтому было решено сохранить льготы на проезд и не вводить систему компенсаций.
Нам нужно выдать порядка 350 тыс. этих проездных, они уже готовы. Затраты на их выпуск и обслуживание возьмет на себя компания-подрядчик. С ней подписан контракт. Согласно договору, все затраты компании компенсируются в течение пяти лет. Они также будут получать небольшую комиссию с транспортных предприятий за обслуживание этих карт.
– А транспортные предприятия не против того, что им придется нести дополнительные расходы?
– Возможно, транспортников это немного и обидит. Но мы считаем, что за счет введения таких проездных и авансирования платежей увеличится пассажиропоток.
Павел Исаев родился в Ярославле, воспитывался в семье учителей. Мать – заслуженный учитель России, отец – кандидат технических наук, подполковник запаса. С медалью окончил школу №4 в Ярославле. Затем – экономический факультет Ярославского государственного университета по специальности управление народным хозяйством. Защитил кандидатскую диссертацию. В 2004 году избран депутатом муниципалитета Ярославля. В 2006 году избран председателем Совета по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами и молодежными общественными объединениями субъектов РФ, Москва.
С 2007 года по приглашению экс-губернатора Анатолия Лисицина работал в правительстве области. Сфера деятельности – взаимодействие с общественными объединениями и политическими партиями. В 2010 году перешел на работу советника по развитию в международную инвестиционную компанию Группа «Синтез», где курировал реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере ЖКХ и энергетики в семи регионах России. В 2012 году по приглашению нового губернатора области Сергея Ястребова вернулся на государственную службу и возглавил областной департамент общественных связей.
Женат. Воспитывает троих детей.
8 сентября 2013 года избран депутатом Ярославской областной думы шестого созыва.