Казалось бы, выборы 8 сентября в региональный парламент закончились, даже областная избирательная комиссия официально подвела результаты и признала их. Но тем не менее страсти не улеглись. На этой неделе отметились два оппозиционных кандидата, отметились по-разному, но судьба обоих ярко демонстрирует всю сложность выборного процесса в России вообще и в Ярославской области в частности.
В первую очередь речь идет о лидере списка «Справедливой России» Анатолии Грешневикове. На прошедших выборах эсеры получили три мандата, что в нынешних реалиях выглядит не так уж и плохо. Вроде бы все ничего, но вот беда: в понедельник Грешневиков отказался работать в областной думе и остался в думе государственной. Причем в комментариях для СМИ эсер заявил, что вообще не видит смысла в политической борьбе на уровне регионального парламента.
«Когда фракция состоит из двух-трех человек, да еще мандат у нас пытаются отнять, очень сложно не только решать проблемы, но даже их озвучивать, – говорит Грешневиков. – Я думаю, в таких условиях будет бессмысленной работа всей оппозиции, потому что у нее не будет никаких шансов провести хотя бы какое-то решение».
В принципе такое отчаяние можно по-человечески понять, все-таки 39 мест в региональном парламенте получили члены «Единой России». Но, с другой стороны, нельзя забывать и об избирателях, которые отдали свои протестные голоса не за кого-нибудь, а именно за Грешневикова и «Справедливую Россию».
«Два–три мандата давали бы право поднимать вопросы, вносить законопроекты – это все заметно населением и ценится им, – пишет читатель портала 76.ru под ником Местный. – Это нормальная роль оппозиции. А что якобы хотел такой опытный политик как Грешневиков (если следовать его логике) – чтобы все 50 мест достались эсерам? Но тогда и выборная кампания должна была быть совсем другая... а скорее всего и партия».
Впрочем, не все видят в отказе Анатолия Грешневикова большую трагедию. Как считает авторитетный ярославский политолог Александр Миклин, у «Справедливой России» действительно мало возможностей для политической борьбы. И дело тут не в мандатах, уверен он.
«Партия не обладает ни кадровыми, ни технологическими, ни организационными ресурсами, – говорит Миклин. – «Справедливая Россия» не имеет монополии на протест, она находится в конкурентных отношениях в протестном поле. Шансы на власть невелики, зачем же Грешневикову отдавать мандат государственной думы? Нет смысла. Будет эсеров в региональном парламенте трое или четверо – без разницы. А перед людьми – да, некрасиво. Мандат уйдет к «Единой России». Но и мандат Терешковой уйдет к КПРФ. Размены – обычная практика».
Другой, гораздо более оппозиционный кандидат, Борис Немцов, рискует лишиться мандата, и уже не по своей воле. В понедельник, 16 сентября, лидера списка РПР-ПАРНАС вызывали в областной следственный комитет по делу о нанесении «побоев» активисту движения «Сталь». Когда Немцов вышел от следователей, то оказалось, что на него собираются завести еще одно дело – об экстремизме.
«Паноптикум продолжается, – пишет оппозиционер на своей странице в «Фейсбуке». – РИА «Новости» сообщает, СКР проводит проверку на предмет состава преступления в моей речи на митинге 5 сентября в Ярославле. Статья 280 часть 2 «Призывы к экстремистской деятельности». Срок до пяти лет. Преступлением, на взгляд Бастрыкина, является фраза «Освобождение России от жуликов и воров начнется с Ярославля».
То есть то, что сначала казалось лишь формальным поводом для вывода Немцова из областной думы (без серьезного уголовного наказания за два удара «нашисту» Козлову), теперь разрослось до возможности реального длительного срока. Вряд ли Немцов, приехавший на Ярославщину защищать Урлашова, ожидал такого поворота.