Основным вопросом, который стоял перед депутатами на сегодняшнем заседании муниципалитета в Ярославле, стало повышение стоимости проезда на общественный транспорт. Точнее, городские депутаты должны были выполнить обещание мэрии – не повышать цену поездки для социально незащищенных категорий населения и оставить ее на уровне шести рублей за билет.
Пенсионеров и инвалидов, которых коснется сегодняшнее решение муниципалитета, в городе насчитывается 218,5 тысяч. Забегая вперед, скажем, что обещание мэрии выполнено, но в обсуждении прозвучали некоторые факты и заявления, требующие отдельного внимания.
Выступавший на трибуне директор департамента городского хозяйства Николай Степанов изо всех сил пытался сохранить дискуссию в заявленном русле, однако депутаты муниципалитета постоянно задавали ему вопросы о повышении цен на проезд в целом. Не всем, например, было ясно, почему во всех окружающих Ярославскую область регионах поездки на общественном транспорте стоят дешевле. Также не всем было ясно, почему решение о повышении стоимости принято на основании деятельности одного лишь муниципального предприятия ПАТП-1: ведь оно имеет в своем распоряжении всего лишь около 60 машин, тогда как во всех остальных предприятиях города их насчитывается около 500.
Депутатам стало интересно и то, почему городские власти не занимаются повышением эффективности работы транспортных предприятий: напомним, что областной департамент регулирования тарифов в своей формулировке указал на некоторую свободу местного руководства, употребив волшебный предлог «до» – до 18 и до 16 рублей. И в конце концов, присутствовавших заинтересовало, чем обусловлен столь сильный рост тарифов – аж на 33 процента.
Степанов напомнил, что в последний раз повышение тарифов произошло более полутора лет назад.
«За это время рост цен на дизельное топливо составил 52 процента, – сообщил директор ДГХ. – Рост доходов населения в 2011 году составил 9,9 процента. Сначала мы годами не повышаем, а потом думаем, как же нам это сделать. Я предлагаю: давайте ежегодно поднимать стоимость поездок на рубль, это будет всего лишь 6-7 процентов. И всем будет понятна и прозрачна эта система. Но нет, мы на это даже не идем. У нас постоянно какой-то субъективизм».
Конечно, интересно, как бы сработала предложенная Николаем Степановым система повышения стоимости проезда на общественном транспорте, а особенно любопытно было бы посмотреть, насколько бы сильно упала общественная поддержка властей региона – но оставим это фантазерам. На данный момент в отрасли есть куда более реальные проблемы.
Повышение тарифов на проезд в Ярославле инициировали местные власти. Как рассказал Степанов, по итогам работы МУПы подают предложения в мэрию. Согласно этим предложениям, мэрия обращается в региональное правительство с просьбой рассмотреть обоснованность предложенных новых тарифов. Такое письмо в январе этого года подписал нынешний губернатор, а тогда еще первый заместитель мэра Ярославля Сергей Ястребов.
Ориентир по всем маршруткам был дан на основе работы ПАТП-1, поскольку только у этого предприятия присутствует соответствующий учет. Таким образом получилось, что расчет был произведен на основании работы 60 машин, тогда как у частников их насчитывается около пятисот. Выходит, что остальные участники рынка могли бы назначать другие цены на свои услуги – ведь департамент тарифов ограничил лишь верхнюю планку. Однако Николай Степанов категорически не согласен с такой позицией.
«Тариф должен быть единым во всем городе, – считает Степанов. – Если в Ярославле начнется такая ситуация, что у каждого перевозчика будет свой тариф, то у жителей просто голова закружится от этого. На одном и том же маршруте будут разные цены».
Нужно отметить, что все частные транспортные предприятия находятся на упрощенной системе налогообложения. Именно это и позволяет говорить о возможности демпинга. В этой связи депутаты муниципалитета предложили перевести на «упрощенку» и ПАТП-1. Однако присутствовавший на заседании заместитель мэра Николай Донсков сообщил, что по закону это невозможно, так как принципы отчетности ПАТП-1 не соответствуют необходимым для перехода на УСН стандартам.
Как бы то ни было, решение департамента о повышении тарифов уже принято. Уже со вторника все пассажиры маршруток и автобусов будут платить больше. Правда, сдались пока не все.
«Хотел бы сказать пару слов о позиции областной думы, – вмешался в разговор депутат областной думы Евгений Заяшников. – Мы согласовали тарифы так: 15 рублей для автобусов, троллейбусов и трамваев, и 17 рублей для маршруток. Для общественного транспорта это экономически обоснованно. Что касается маршрутных такси, то мы считаем, что 18 рублей – это много. Дисбаланс и дисгармонию вносит то, что департамент тарифов принял себестоимость поездки для ПАТП-1 в размере 13,3 рубля. При этом наполняемость – 0,8, зарплата непонятно какая и так далее. Завтра у нас будет фракционное совещание с губернатором, где мы продолжим отстаивать свою позицию – 15 и 17 рублей».
Прислушается ли губернатор к мнению народных избранников – пока неясно. Ясно лишь то, что власти Ярославля уже приняли решение об увеличении дотаций для льготников. «За» проголосовали почти все 27 депутатов. Решение вступит в законную силу после того, как будет опубликовано на страницах «Городских новостей» в субботу. Если же Сергей Ястребов неожиданно согласится с доводами областной думы, и департамент тарифов отыграет ситуацию назад, то власти Ярославля проведут заседание на выходных, где и отменят свое решение. Николай Степанов же пообещал, что городские власти продолжат работу по оптимизации работы транспорта.