Бюджеты муниципальных районов должны более активно пополняться за счет продажи земель, а заброшенные участки нужно чаще изымать и реализовывать. Об этом и многом другом шла речь на VI съезде муниципальных образований, который на днях состоялся в Ярославле.
Основной темой обсуждения стали способы взаимодействия между областными властями и местными чиновниками.
Заместитель губернатора Сергей Березкин пояснил, что связь областных властей с поселениями идет через районный уровень. Но зачастую между районом и поселениями возникает разрыв, и нормального диалога не получается. Поэтому нужно как можно быстрее выстроить модель взаимодействия «область–район–поселение», чтобы обеспечить стабильный режим работы.
«Силами только одного уровня управления невозможно решить все проблемы. Необходимо наладить взаимодействие между уровнями власти и выстроить их деятельность в интересах жителей области», – заявил в своем выступлении губернатор Ярославской области Сергей Вахруков.
А проблем у поселений немало. Причем все они довольно типичны: низкая зарплата муниципальных служащих, сокращение числа почтовых и банковских отделений в отдаленных районах, сезонное увеличение численности населения тех территорий, где много садоводческих товариществ. Но главная и общая для всех проблема – низкая финансовая обеспеченность.
Участники съезда сошлись во мнении: для эффективной деятельности поселковых и муниципальных властей необходимы не только полномочия, но и их материальное подкрепление. Ведь, как известно, любая инициатива нынче должна поддерживаться денежными средствами. Эта самая финансовая составляющая, особенно в сфере ЖКХ, сейчас напрямую зависит от данных последней переписи населения. Перепись же, в свою очередь, далеко не всегда отражает объективное положение дел.
Дабы преодолеть это препятствие, губернатор предложил создать специальную рабочую группу, которая займется нормативной деятельностью. Одной из главных задач группы станет перевод финансовой наполняемости нормативов на критерии фактической регистрации жителей в населенном пункте.
Кроме того, поселковые хозяйственники пожаловались: «экологические» сборы уходят в район, а заниматься вопросами озеленения и уборки мусора – нам. Вариант решения этой проблемы привел глава Гаврилов-Ямского района Николай Бирук.
«Весь экологический фонд мы распределяем между поселениями, – рассказал Николай Бирук. – Выделяем средства на различные мероприятия. Так что тут вопрос желания главы муниципального района».
Николай Бирук привел еще один пример: району выделяют средства на ремонт дорог, а освоить их объемы при нынешних конкурсных процедурах непросто. Выход – распределить финансы между поселениями. Теперь каждое из них разрабатывает трехлетние планы по ремонту с указанием конкретных объектов, готовит проектно-сметную документацию.
«Схему, когда за определенные полномочия поселение и район отвечают коллективно, необходимо активно практиковать, – согласился заместитель губернатора Сергей Березкин. – Это нормальная организация работы. К сожалению, пока не везде есть контакт между руководителями различных уровней власти».
Наладить этот контакт предстоит еще одной рабочей группе, в состав которой войдут участники съезда – главы муниципальных районов, городских и сельских поселений. Задача группы – также трудиться во благо тесного взаимодействия между органами власти и жителями региона.
Коснулся разговор и схем территориального планирования районов. Тем главам муниципальных образований, где эти схемы еще не составлены, предстоит их сделать. Это позволит активизировать процесс привлечения инвесторов.
Также губернатор предложил главам районов совместно с главами сельских поселений определить, какие дороги на их территориях необходимо ремонтировать в первую очередь. На эти цели в 2012 году по области будет выделено почти четыре миллиарда рублей. При составлении планов необходимо учесть маршруты школьных автобусов и пути до фельдшерских пунктов. Также в 2012 году необходимо составить проектно-сметную документацию на ремонт дорог в 2013-м.
Однако бесконечно субсидировать муниципальные образования область не готова. По мнению региональных властей, местные бюджеты должны пополняться и с помощью более эффективного использования земель. Так, согласно земельному кодексу, необрабатываемые и заброшенные участки поселения имеют право изымать и продавать или сдавать в аренду, тем самым увеличивая доходную часть казны.
Кроме того, существует вероятность пересмотра федеральных льгот по земельному налогу на те участки, по которым проходят газопроводы и железная дорога. Например, ОАО «Газпром» и РЖД, пользуясь федеральной льготой, не платят налоги, хотя эти суммы для них необременительны, а для местных бюджетов станут неплохим подспорьем, считают чиновники.