30 ноября вторник
СЕЙЧАС +5°С

Независимые эксперты оправдали погибших пилотов Як-42

Независимые эксперты оспаривают заключение МАК о причинах крушения Як-42 под Ярославлем. Они уверены, что ключевую роль в трагедии сыграла не ошибка экипажа, а недостатки самого воздушного судна. Вчера в Москве состоялась пресс-конференция...

Поделиться

Поделиться

Независимые эксперты оспаривают заключение МАК о причинах крушения Як-42 под Ярославлем. Они уверены, что ключевую роль в трагедии сыграла не ошибка экипажа, а недостатки самого воздушного судна.

Вчера в Москве состоялась пресс-конференция на тему «Скандал вокруг крушения Як-42 с ярославскими хоккеистами». На ней были озвучены результаты независимого расследования и аргументы поданного в Верховный суд РФ заявления о признании нелегитимным Межгосударственного авиационного комитета.

Участниками встречи стали Игорь Трунов, адвокат, доктор юридических наук,  представитель потерпевших, родственников погибших хоккеистов и членов экипажа; Валентин Дудин, ведущий в России эксперт по авиакатастрофам, кандидат военных наук; Владимир Герасимов, заслуженный летчик России, специалист по безопасности полетов, принимавший участие в расследовании многих катастроф, и Александр Акименков, летчик-испытатель первого класса, полковник.

Адвокат Игорь Трунов пояснил позицию относительно нелегитимности МАКа. По его словам, правительство РФ в нарушение действующего законодательства, Конституции РФ и Международных норм права наделило МАК чрезмерными функциями и полномочиями. Должности руководителей и сотрудников МАКа приравнены к функциям федерального министерства и наделены такими же полномочиями, установлена обязательность решений МАКа для всех органов России. Помещения МАКа и его имущество неприкосновенны. Председатель МАКа и его заместители не подлежат судебной ответственности за действия, совершенные при исполнении служебных обязанностей. Помимо расследования авиакатастроф, МАК занимается вопросами сертификации двигателей, комплектующих изделий, летной годности самолетов, авиатехники, авиакомпаний, аэродромов, авиатехнических баз, учебных центров,  медицинских учреждений. Без разрешения МАКа ни один самолет не поднимается в воздух. 

«МАК сам расследует правонарушения своих наделенных дипломатическим иммунитетом и неподсудных чиновников. Это очень удобно в случае аварии, может, с этим связано списание всех грехов на погибших летчиков», – говорит Игорь Трунов.

Адвокат считает, что почти 10 лет существует нелегитимный орган, незаконно исполняющий важнейшие государственные полномочия. При этом МАК должен являться лишь исполнительным органом, обеспечивающим выполнение решений Совета по авиации и использованию воздушного пространства.

Затем Игорь Трунов отметил, что эта трагедия с Як-42 традиционно представлена комиссией МАК как следствие ошибочных действий экипажа, который предпринял при разбеге самолета неоднократное торможение нажатием педалей, а после отрыва лайнера от земли вывел его на режим сваливания. Заявления представителей МАК об «обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса при неправильном положении ног на педалях в процессе взлета» не соответствуют действительности, так как параметры работы тормозной системы Як-42Д в черных ящиках не прописываются, считает адвокат.

Если бы работала тормозная система, на взлетно-посадочной полосе оставались бы черные полосы, в особенности яркие следы должен был оставить многотонный самолет на 400 метрах грунта. Но бетонная полоса чистая, на грунте даже трава не примята.

Независимые эксперты также отмечают, что Як-42 стал заваливаться на левую сторону, вывернув максимально элероны вправо, что свидетельствует о неуправляемости в поперечном канале самолета.

Кроме того, эксперты считают необходимым рассмотреть версию о некачественном топливе. По заключению ГосНИИ ГА, гидрожидкости основной гидросистемы не соответствуют требованиям стандарта. Полет и посадка до аэропорта Ярославля проходили в штатном режиме, после дозаправки восьми тонн топлива самолет не смог взлететь. Очень высока вероятность некачественного топлива на третьесортном аэродроме, говорят они.

Вызывает сомнение специалистов и техническое состояние Як-42. Сертификат летной годности заканчивался через три недели. Технический осмотр самолет проходил в августе 2011 года. Агрегаты, которые должны ремонтироваться через определенный налет, не ремонтировали, ТО было настолько низкого качества, что капитан судна отказывался его принимать.

Ставится под сомнение и вывод комиссии МАК о том, что следы  фенобарбитала  в тканях почки второго пилота могут иметь отношение к причинам катастрофы. Игорь Трунов отмечает, что результаты экспертизы не позволяют судить о количественном содержании принятой дозы. Фенобарбитал отпускается без рецепта так же, как корвалол и валокордин. Вдова Игоря Жевелова подтверждает: «У нас с ним были очень доверительные отношения. Если бы он болел или принимал запрещенные лекарства, я бы знала».

Заслуженный летчик, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов также отмечает, что МАК не удалось избавиться от своей застарелой болезни называть причиной всех авиакатастроф ошибочные действия членов экипажа.

«Ошибка члена экипажа – лишь следствие серьезных недостатков в подготовке, тренировке, проверке, поддержании летной годности, технологическом и методическом обеспечении. То есть все то, что входит в понятие «организация летной работы», которому не нашлось места в новых «Федеральных авиационных правилах», – говорит Владимир Герасимов. – А то, что комиссия назвала этот букет серьезных недостатков в организации летной работы лишь сопутствующей причиной авиакатастрофы, является ошибкой самих расследователей. На мой взгляд, она вполне тянет на главную причину».

Кроме того, Владимир Герасимов приводит интересные факты. Он указывает на то, что специалисты, участвующие в расследовании, должны иметь соответствующую квалификацию и не должны быть связаны с непосредственной ответственностью за авиапроисшествие. При этом Морозов, Ячменев и Есаян, участвовавшие в расследовании, являются ответственными сотрудниками МАК, выдающего сертификат летной годности всем воздушным судам на право их эксплуатации в России. Начальник летно-испытательного комплекса ГосНИИ гражданской авиации Есаян подписывает и утверждает летные оценки результатов сертификационных испытаний, которые являются основанием для выдачи МАКом сертификата летной годности всех воздушных судов. Ни один из этих руководителей не проходил обучение на курсах подготовки специалистов по расследованию и, соответственно, не имеет сертификата, дающего право на участие в работе комиссий.

Таким образом, под сомнение ставится непредвзятость этих членов комиссии по расследованию причин крушения Як-42 и даже их профессионализм в этой сфере.

«По имеющейся на сегодня информации можно сделать заключение, что главной причиной катастрофы Як-42 в Ярославле являются конструктивные и аэродинамические недостатки воздушного судна, а также многочисленные недостатки в организации летной работы в авиакомпании», – считает Герасимов.

Все независимые эксперты пришли к выводу, что трагедия под Туношной, в которой погибли 44 человека, требует дополнительного расследования.

Фото: Фото с сайта Trunov.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Ярославле? Подпишись на нашу почтовую рассылку