Ярославский врач-гинеколог и два сотрудника Департамента образования сели на скамью подсудимых за взятки. Они «торговали» местами в детских садах. Женщины жаловались врачу на то, что не могут пойти работать, потому что не могут добиться мест в детских садах для детей. Тогда она и решила «помочь» женщинам получить места, минуя длинную очередь в несколько тысяч человек.
В 90-е годы годы рождаемость резко уменьшилась, детские сады стали закрывать и отдавать под офисы. Благо, что спрос на офисную недвижимость неуклонно рос, а цены на аренду зашкаливали. Муниципалитеты с ее помощью затыкали немалые дыры в бюджете, а сидящие с детьми мамаши существенно улучшали показатели и так запредельной безработицы.
Никто тогда и представить себе не мог ставшую сегодня обыденной картину – матери выходят на улицы с плакатами «Верните нам детские сады!». Но здания давно уже не государственные. И приходится изыскивать средства всё из того же многострадального бюджета на строительство новых домов для маленьких ярославцев.
«В следующем году абсолютно точно закончится строительство одного детского сада приблизительно на 220 мест, – рассказал корреспонденту 76.ru директор Департамента образования Андрей Сибриков. – Возможно, успеют со строительством ещё одного – на 280 мест. Очень хочется верить, что оба этих детских сада будут сданы в 2012 году».
В целом, до 2020 года у Департамента Образования в «наполеоновских» планах построить двадцать новых детских садов. И очень хочется верить, что через несколько лет, занимая очередь, молодые матери смогут отдавать своих чад в сады тогда, когда им это будет нужно, а не ждать несколько лет.
«Я встала в очередь, когда ребёнку было два месяца, – рассказывает нам молодая мама Виктория. – В детский сад он смог пойти, когда ему исполнилось четыре».
Выходит, для того, чтобы ее ребенок попал в сад в три года, она должна была встать в очередь до его рождения, и даже до его зачатия.
В течение года Виктория водила ребёнка в частный детский сад, что серьёзно подрывало семейный бюджет.
«А потом, за эти годы мы переехали. Естественно о том, чтобы выйти из очереди в одном районе и встать в очередь в другом и речи быть не могло. Поэтому сейчас я ищу тех, кто также ездит. Если посчастливится, и я найду нужную мне «пару», то мы поговорим с администрациями садиков и поменяемся. Но на это они должны дать своё согласие. Очень трудно устроить ребёнка сегодня в сады. И администрация ничего не делает. Я, по крайней мере, не вижу её действий. Они не понимают нас».
А при непонимании всегда есть почва для злоупотребления. Поэтому разговоры о взятках за место в детском саду между мамами стали вполне обычными. До судебного процесса, правда, это дошло впервые. Да и фигурантов этого дела можно бы и пожалеть: врач, которого судят за взяточничество, сама мать-одиночка, воспитывающая двух детей. А цена вопроса была настолько маленькой, что, например, Виктория, смогла бы обеспечить своему ребёнку за такие деньги только три месяца в частном саду.
«Сегодня в очереди стоит чуть более 18-ти тысяч человек, – продолжает Андрей Викторович. –Из них 1 сентября в школу пойдёт 5800-6000 детей.
«Значит, некоторые дети так и не дождутся своей очереди в детский сад... – вопрошает корреспондент.
«В этом году откроется 741 новое место в существующих детских садах, – продолжает директор департамента. – Плюс, мы ещё рассчитываем увеличить количество мест. И, к сожалению, стоит признать, что все равно полную потребность в детских садах к 1 сентября мы не удовлетворим. В 2010 году мы не смогли пристроить 2500 детей. Прогнозируем, что в 2011 году эта цифра будет меньше, но всё-таки, к сожалению, она будет».
Место в детском саду стало таким драгоценным, что молодые родители не спешат отдавать их. Места в государственных детсадах дарят, ими обмениваются, за них берут взятки. Сейчас в отделах образования стараются «обесчеловечить» продвижение в очереди: база стала электронной, программа выдаёт направление без вмешательства человека – сама выделяет льготников, продвигает их быстрее. Всё делается автоматически. И тем не менее, сухая статистика гласит: в прошлом году в детские сады не смогло пойти 2500 детей, а это значит, что каждый шестой маленький ярославец остался дома. В этом году их будет меньше, но тоже много.