15 ноября пятница
СЕЙЧАС +2°С

Пир для акул пера

Поделиться

Еще Петр Первый понял, что русский народ надо как-то отвлекать от затяжных новогодних гуляний. Будучи русским в душе и продвинутым западником в уме, он понимал, что запреты ни к чему не приведут: народ надо отвлечь. Например, рассказать ему о войне, о том, кому русская армия уже начистила физиономию и кому собирается. Поэтому указом Петра 13 января 1703 года вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Чтиво людям сильно понравилось (особенно то место, где русская армия давила шведов и прорубала то самое окно в Европу), и отныне газета «Ведомости» стала издаваться периодически, а 13 января стал считаться Днем российской печати.

Впрочем, русская журналистика обласкана государством больше, чем ее собратья других стран, потому что День печати отмечается еще и 5 мая – после того, как в 1917 году именно в этот день была напечатана главная советская газета «Правда». В 1991 году постановлением Президиума ВС РФ дата празднования Дня российской печати была возвращена на 13 января, но при этом и 5 мая никто не отменял.

Собственно, профессия журналиста всегда была окружена ореолом избранности. Везде-то ему допуск, почет и уважуха. Можно и Путину руку пожать, и к Стасу Михайлову за кулисы пройти, и путешествовать по свету – еще и деньги получать за все это. Хотя вот насчет Стаса Михайлова – тут, скорее, за вредность платят, нежели за работу. В общем, тяжела и неказиста жизнь простого журналиста, поэтому в фильмах ее стараются приукрасить, кто как может. Ну чтобы враги завидовали, а коллеги гордились.

Лилипутия с Михаилом Таратутой

Курьер Лемюэль Гулливер мечтает о престижной работе, красотке-журналистке и мировой славе – типичный набор мечт неудачника, который по вечерам за пивом и пиццей пересматривает фильмы, которые любил в детстве. Но потом по мановению пера сценаристов этот аутсайдер внезапно отправляется на самый перспективный материал. Дальше все происходит по незыблемому закону «дуракам везет», и Гулливер спасает лилипутов (хотя по всем законам логики он должен был внести в их королевство мор и разруху), получает в девушки Аманду Пит и работу в престижном журнале. Таким образом, создатели фильма «Путешествие Гулливера» как бы намекают, что в Америке не только кухарка может стать президентом, но и любой придурок – журналистом.

Скандалы, интриги, расследования

Удобно быть конгрессменом, когда твой лучший друг – уважаемый журналист в крутой газете. Он и твоим грязным бельем не даст трясти, и поможет от врагов отбиться, если коррумпированные дядьки сильно прижмут. А вот иметь друга-конгрессмена пожелаешь разве что только врагу. Желтуху о нем писать неприятно, правду – больно, но и то, и другое принесет неплохие заработки. Вот и в фильме «Большая игра» главный герой журналист Кэл Маккэфри должен постоянно решать, по совести ему поступать, или по долгу службы. За несколько десятков лет Кэл заматерел, и теперь заработками, славой или тиражами его не увлечешь. Совесть у него тоже заматерела и с легкостью находит его слабые места, чтобы быть туда ежедневно и больно, особенно когда друг Кэла, конгрессмен Коллинз, попадает в неприятный переплет. Надо признаться, фильм о честном журналисте – большая редкость не только в Голливуде.

Внимание к деталям

Когда тебя выперли из «Вашингтон Пост» и «Чикаго Трибьюн», нет повода унывать. Можно поехать в деревню к тетке, в глушь, в Саратов – и там научить местных борзописцев делать сенсацию из переходящих дорогу уточек. Чарли Тейтам из «Туза в рукаве» именно так и поступает. Раздувает сенсацию из истории мужика, который полез грабить индейское захоронение и попал под завал. К мужику ходят визитеры, ему носят горячий кофе и блокноты для автографов. С ним желают сфотографироваться. Бульварная пресса в лучшем ее проявлении. Повесть о том, как зарождалась «Жизнь» – не та, которая на планете, а та, которая газета.

Почувствуй нашу любовь!

В советское время же все было совсем не так, и картина «Журналист» Сергея Герасимова – яркое тому подтверждение. Преуспевающий московский журналист Юрий Алябьев приезжает на Урал, олицетворяющий промышленную провинцию. Здесь разгораются нешуточные страсти, достоянные бразильского сериала: работница Аникина строчит в Москву жалобы. Алябьев хочет разобраться, но по ходу влюбляется в ее соседку Шуру Окаемову. Но Шура девушка морально устойчивая и дает от ворот поворот столичному гостю. Тот уезжает во Францию, а в это время Аникина меняет объект жалоб и начинает кляузничать на Окаемову. После Парижа Алябьеву, видимо, очень хочется вдохнуть запах родины, льющийся из труб уральских заводов, и он снова возвращается в провинцию. Там уже у них с Окаемовой все заверте по-настоящему, после чего они решают пожениться назло завистнице Аникиной.

Выдаем новости. Не выдаем информаторов

«Девушек с татуировкой дракона» много. Одна – книжная и две – кинематографических. Стиг Ларссон перегрузил книгу деталями. Говорят, если убрать все незначительные шаги и шажочки, то в сухом остатке выйдет довольно посредственный детектив на 150 страниц в стиле Донцовой. Голливуд долил в него спецэффектов и клише, отработанных на фокус-группах, и получил кассовый фильм. Шведы, снявшие аналогичное кино, сдобрили его скандинавским колоритом и выдали красивые природные зарисовки, разбавленные диалогами. Но тем не менее история журналиста, которому не удалось перешибить плетью обуха, взволновала весь читающе-смотрящий мир. Оказывается, что хороший журналист может то, что не смогли хорошие следователи. Видимо, любой дурак может стать не только репортером, но и частным детективом.

ТЕКСТ

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ЛедиDi
11 янв 2013 в 13:32

а как же "Ромовый дневник" и "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" с неподражаемым Джонни Деппом ??) Вот уж журналисты во всей красе. Еще хороший фильм "Интервью" с Сиеной Миллер и "Доброе утро")

11 янв 2013 в 12:56

книга "Девушка с татуировкой дракона" поглотила меня всю, пока всю не прочитала, не могла ни спать, ни есть, ни работать. После прочтения сразу посмотрела Шведский фильм, впечатлил, я вообще не поклонница просмотра фильмов после прочтения книг, но все же было интересно посмотреть, следом как раз вышел Голливудский фильм, вот это редкостная гадость, даже досматривать не стала. Голливудская Лизбет даже рядом не стояла со Шведской, не говоря уже о Лизбет которую создало мое воображение. Буквально пару дней назад начала заново читать данную книгу, и опять захватывает, хотя помню не точно сюжет и детали, а целые фразы.
Книгу после прочтения в электронном виде, однозначно приобрету в книжном варианте, для будущей библиотеки))

15 янв 2013 в 13:02

"Доброй ночи и удачи", "Гражданин Кейн" - шикарные фильмы про журналистику