«Не надо зубрить все исторические даты»: топ советов от учителя, как сделать из ребёнка отличника

Большой разговор с ярославским преподавателем истории

Поделиться

Александр учит истории, обществознанию и праву 

Александр учит истории, обществознанию и праву 

Каждый со школы помнит, как много ему задавали домашних заданий. Казалось, что учителя одних предметов забывают, что у учеников есть ещё с десяток других. Заставляют учить даты, формулы, решать задачи. В чём тут проблема? 76.ru пообщался с молодым учителем истории, права и обществознания из Ярославля — Александром Никифоровым. Он работает в школе три года и успел понять, почему наша система образования неидеальна. А также дал советы родителям, как помочь своему ребёнку стать отличником.

Дети не способны всё это выучить

— Когда видишь малышей, которые тащат на себе гигантские портфели, становится их жалко. С другой стороны, что поделать — информации сейчас больше, надо больше знать... Но возможно ли это? Какие проблемы в образовании сейчас — самые главные? 

— Я бы обозначил несколько пунктов. Например то, что рабочие программы содержат в себе очень большое количество информации, которую должен запомнить ученик в течение года. Но дети не способны всё это выучить. И это одна из причин низкой успеваемости. Это не только история, такая ситуация касается большинства предметов. Мы же, учителя, пытаемся минимизировать процент того, что будет не понято и забыто. Мой коллега об этом сказал так: голова ученика — как трёхлитровая банка, куда нужно залить четыре литра.

Ещё одна проблема существует в том, что профессия учителя потеряла свой престиж. В советское время слово «учитель» даже звучало гордо. Сейчас образ учителя в глазах общества сформировался неправильный: это тот, кто мало получает и много работает. Это не тот образ, который мотивирует людей идти работать в образование.

Хотя можно с разных сторон посмотреть: учитель — это человек, который объясняет, как устроен мир.

Проблема есть также в том, что наше образование поставлено на поток. Набираются очень большие классы. Когда в классе 35 абсолютно разных человек, невозможно ко всем подстроиться за 45 минут. В больших классах всегда виден разрыв: часть класса справится с заданием за 15 минут, другая — за полчаса. А учитель должен со всеми одинаково работать. Получается, уравниловка. Всё для всех одинаково. Тем, кто справляется быстро, становится скучно. Те, кто не справляется, скорее махнут рукой, мол, всё равно и не получится.

Некоторые ученики не досиживают и уходят из 10-го и даже 11-го классов 

Некоторые ученики не досиживают и уходят из 10-го и даже 11-го классов 

Проблема также в том, что в 10–11 классы приходят дети, которые не хотят учиться. Не все мотивированы учиться в старшей школе. Такие ученики приходят отсиживаться. Я каждый год наблюдаю, как из 10-го и даже 11-го классов уходит человек по 10. Получается, они и профессию не получают, и время теряют.

— Как решать эту проблему?

— Например, делать отборы на классы. Либо ограничивать количество детей в классах. К сожалению, сейчас такая политика, что школа получает финансирование по количеству учащихся. Цель каждой школы теперь — переманить к себе большее количество детей, заполнить классы до предела. Неважно, с какой успеваемостью.

Зачем нам Ситская битва

— Какие методы на уроках применяешь ты?

— Есть десятки книжек с методиками, которые можно штудировать, но в конечном итоге учитель формирует собственные только на практике. Приходится думать, как замотивировать каждого. У каждого ребёнка свои стимулы для учёбы: боязнь родителей, желание быть лучшим в классе, просто получать похвальбу за успеваемость.

Ко всем нужен свой подход 

Ко всем нужен свой подход 

— Я стараюсь использовать в уроках соревновательный момент. Возможно, это связано с возрастом, но это работает и мотивирует — быть лучше кого-то, достигнуть чего-то. Я стараюсь сделать так, чтобы для них история стала личным достижением. Даю больше пространства для самоорганизации. В одном из методов класс разбивается на несколько групп по четыре-пять человек и работают с текстом учебника. Каждая группа придумывает вопросы и ответы к тексту параграфа для другой группы, потом проверяет, как выполнено их задание. Получается, ребята три раза поработают с текстом: прочитывают, осознают, ищут вопросы и ответы.

Второй мой метод направлен на взаимодействие между очень успевающими учениками и теми, кто осваивает медленнее. Как завлечь их всех? В одном из классов наиболее преуспевающие ученики берут под своё «шефство» несколько своих одноклассников. Первые готовятся к уроку заранее, прочитывают параграф и рассказывают о нём своим одноклассникам. А потом задают им вопросы и проверяют их знания. Вторым зачастую приятнее отвечать своим сверстникам, чем мне. Так они чувствуют себя увереннее и комфортнее. Выигрывают все: и те, кто выступают в роли учителей, они даже ставят оценки одноклассникам, и те, кто учится у своих же. Я контролирую эту деятельность прямо на уроке и ставлю оценки всем.

— Зачем учить, в каком году была Ситская битва, если это можно посмотреть в интернете? Надо ли так досконально учить даты? Если да, то зачем?

— Идея в том, что даты очень подробно со всеми числами запомнить невозможно. Я тоже забываю, я же не Вассерман и не энциклопедия. Редкие учителя мучают учеников на предмет того, чтобы они запоминали 100% дат. Мы учим даты периодами. Это нужно для того, чтобы у ученика сформировалась картина мира, чтобы человек мог представить, на каком расстоянии друг от друга произошли эти события. Это как деления на линейке, даты нужны для того, чтобы привязывать к ним обстановку, контекст эпохи. Моя задача сделать так, чтобы у ученика сформировалось представление об эпохе: каким было аграрное или постиндустриальное общество. А когда, например, был построен его район, в честь каких героев названы его улицы? Вокруг дат нанизывается восприятие истории.

Даты в истории, как деления на линейке — важны для понимания дальности событий 

Даты в истории, как деления на линейке — важны для понимания дальности событий 

— С детьми какого возраста легче работать?

— Есть общее представление о том, что легче работать с пятыми и шестыми классами. В силу того, что у ребят ещё не наступило половое созревание, у них ещё есть интерес к учёбе, они могут высидеть на уроке. Пяти-, шестиклассники — осмысленные и серьёзные. Очень сложным периодом считается с 7-го по 9-й классы, когда, как говорят, гормоны бушуют. Один и тот же человек, который был прилежным учеником в пятом классе, может вести себя странно. Затем в старшей школе ребёнок будто снова концентрируется.

Александр считает, что легче всего работать либо со взрослыми, либо с учениками 5–6 классов

Александр считает, что легче всего работать либо со взрослыми, либо с учениками 5–6 классов

— Лично мне интереснее работать с более взрослыми людьми, обсуждать с ними более сложные темы. Когда ученики могут делать для себя важные открытия о том, как устроено общество.

Почему самым популярным предметом остается обществознание?

— Одно из распространённых мнений: потому что там самые понятные вопросы. Ты можешь частично ответить интуитивно, опираясь на собственный опыт. В химии, например, так не получится.

Более истинной точкой зрения мне кажется та, что ЕГЭ по обществознанию встречается чаще на вступительных экзаменах. Этот предмет нужен даже для поступления в художественную школу или на дизайн, на юридические специальности и историю. А та же химия требуется для узкого вида специальностей.

Рассеянное внимание

— Нужно ли ограничить пользование телефоном на уроке?

— Оно и так ограничено — это правило всех школ. Я не знаю тех школ, где это было бы разрешено официально. Бывают случаи творческого подхода у педагога, когда он разрешает что-то найти в интернете. В таком случае он полезен, во все остальных — нет.

Крайне редко бывает, чтобы при мне кто-то пользовался телефоном дольше, чем просто время посмотреть.

Детям сложно сконцентрироваться на чтении текстов

Детям сложно сконцентрироваться на чтении текстов

— Сам запрет связан с тем, что телефон рассеивает внимание. Проблема современных школьников в том, что они не могут сосредоточить своё внимание на каком-то предмете дольше минуты. Концентрация внимания упала страшно. У взрослых людей эта проблема так остро не стоит, потому что они могут пользоваться телефоном легитимно. Взрослый сам распоряжается своим временем. Ребёнку нужно прилагать усилия, чтобы что-то понять, что-то запомнить. Все эти старания исчезают в один миг, когда ребёнок заходит во «ВКонтакте» во время урока. Самые запущенные случаи я видел, когда есть задача прочитать 1,5 страницы текста ученику, у которого, например, выходит двойка. Он начинает читать, и я вижу, как он мучается: прочитал один абзац — посмотрел, чем занимается одноклассник. Повертел учебник. Прочитал ещё один абзац. Таким образом он не сможет собрать эти 1,5 страницы, понять смысл, ответить на вопросы к тексту.

— Может быть, пора менять форму обучения? Вводить электронику, а не только учебники?

— Главное, не уходить от того, чтобы читать тексты. И это не моя снобистская позиция. Вы упускаете такой момент, что когда мы в ВК или инстаграме обновляем ленты, у нас нет никаких задач, нам не нужно напрягаться. Для изучения текста — нужно. Естественно, сейчас многие задумываются о влиянии гаджетов. Я сам стараюсь подбирать дополнительные картинки к параграфам, находить видео, чтобы ученикам было интереснее воспринимать информацию. 

Педагог считает, что дома ребёнок тоже не должен пользоваться интернетом, делая уроки 

Педагог считает, что дома ребёнок тоже не должен пользоваться интернетом, делая уроки 

Тайная жизнь школьных учителей

В Омске был скандал, когда учительницу уволили за фото в купальнике. Какую часть своей личной жизни учитель не должен демонстрировать в соцсетях?

— Мне кажется, что специфика работы в любых государственных учреждениях требует доли официоза. Нужно «соблюдать лицо». Например, полицейский во внеслужебное время может разгуливать даже с голым торсом, но всё равно есть определённые рамки, которые нужно соблюдать. Однако позиция у всех разная по этому поводу. Я разделяю свою личную жизнь и рабочую. У меня две разные страницы в соцсетях, одна из которых полностью скрыта. Свою жизнь я демонстрировать не хочу. Но и позиции других учителей, кто показывает фотографии и то, как он живёт, не осуждаю. Более того, речь же больше идёт о молодых учителях, а их доля настолько мала, что сложно назвать это распространённой проблемой.

Как вести себя в соцсетях, каждый учитель решает сам

Как вести себя в соцсетях, каждый учитель решает сам

Должна ли школа заниматься воспитанием? 

— Школа сама по себе включает в себя воспитательный компонент. Школьная система, дисциплина — это и есть воспитание. В большинстве школ внедрена деловая форма одежды, что также приучает к организованности. Но каким ещё воспитанием должна заниматься школа? Ребёнок приходит в систему и должен соблюдать её правила. Задача родителей — вложить в них понятия об адекватном поведении в обществе. Ребёнок должен прийти подготовленным к школьной системе. 


Ты являешься ещё и классным руководителем. Можешь дать совет родителям школьников? Насколько им стоит переживать о своём ребёнке, вмешиваться в его жизнь?

— Для меня было открытием, что дети на самом деле слишком много времени предоставлены сами себе, живут без контроля родителей. Часто бывает такое, что родители не перепроверяют то, что им рассказывает о своих успехах ребёнок. Всё заканчивается диалогом: «У тебя всё хорошо, уроки сделал? Да, у меня всё хорошо». А на самом деле — нет. Может выходить двойка в четверти. И ребёнка никто не контролирует. Бывает и такое: «Я купил ребёнку одежду, накормил его — на этом моя миссия выполнена». И это встречается чаще, чем вы себе представляли. Нередко родители ссылаются на усталость и большую занятость на работе. И я верю, что у них может не оставаться сил, чтобы всё перепроверить. Это большой труд.

Родителям нужно чаще проверять, как на самом деле дела у ребёнка

Родителям нужно чаще проверять, как на самом деле дела у ребёнка

— Самый главный совет тут — контролировать. Не лениться брать на себя эту обязанность, участвовать в жизни ребёнка больше, чем только финансово. Не всегда даже нужно проходить заново физику и химию, достаточно больше разговаривать с ребёнком, проверять, что именно он сделал, посидеть рядом с ним. Не ругать бесконечно за двойки — в этом нет смысла. Ребёнок может просто не догадаться, что нужно что-то сделать, чтобы исправиться. А он получает наказание от родителей и всё. Роль родителей не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы спросить: «В чём проблема? Давай разбираться». В ситуации, когда ему в школе ставят два, дома родители кричат, ребёнок чувствует себя просто несчастным.

Нужно приучать ребёнка к систематичному мышлению и чётко распределять его время

Нужно приучать ребёнка к систематичному мышлению и чётко распределять его время

— Также приучайте ребёнка к систематическим занятиям, чтобы он знал, что, например, час в день он точно уделит урокам. У меня есть один из учеников, про которого нельзя сказать, что он гений, но у него есть систематическое мышление, благодаря которому он учится на отлично. Каждый день он идёт после школы на спортивную тренировку, а после неё делает уроки. И он точно знает, что свободное время у него будет только после того, как он закончит уроки. Такой систематический подход позволяет ему лучше работать с собственной памятью. Ученик знает, сколько времени ему потребуется, чтобы запомнить параграф и сделать уроки. В итоге за полгода, как ребёнка приучили к систематическому мышлению, он уже и с домашним заданием справляется не за четыре часа, а за час.

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    лучик добра
    27 ноя 2018 в 13:46

    Главная беда нашего образования, это моё мнение, основанное на учебе моего ребенка - наших детей обучают и учат, к большому сожалению, совершенно равнодушные, опустошенные, уставшие и холодные преподаватели, которым совершенно наплевать на качество и результат своего обучения... он вышел уныло промямлил материал, задал домашнюю работу и вновь погрузился в себя... у детей совершенно отбивают желание учиться и стараться, множество раз выставлялись несправедливые и ни чем не обоснованные оценки, хотя ребенок старался и учил... правильно, придя домой он заявляет - " ну и для чего я весь день учил, рисовал схему, таблицу, карту и т. д. где за помарку или мелкий недочет ставится "3" или вообще заявляется - "тебе и этого хватит!" задают всё больше и больше, а дети всё глупее и глупее и что 30 лет назад знал даже троечник, сегодня не знает и отличник...

    Гость
    27 ноя 2018 в 11:32

    Продуктовые карточки для бедных россиян не появятся раньше 2021 года из-за отсутствия бюджетных средств на реализацию проекта. Об этом, как сообщают «Известия», в письме в Госдуму упомянул замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. По его словам, деньги на внедрение в России продуктовых карточек не предусмотрены бюджетом до по меньшей мере 2021-го. По этой причине работа над проектом была приостановлена и в ближайшие годы возобновлена не будет. Об этом сообщает Рамблер.

    Гость
    27 ноя 2018 в 11:31

    Ооо три года и уже всё понял ... когда поработает ещё лет 6 поймёт что даты учить всё таки нужно, а всё остальное - "откровения" из учебников педагогики, методики и интернетовских советов