Культура интервью «Запрещать — невозможно»: филологи объяснили, зачем нужны мат, цензура и секс в школьной литературе

«Запрещать — невозможно»: филологи объяснили, зачем нужны мат, цензура и секс в школьной литературе

Ярославские и московские специалисты рассуждают, что не так в списке произведений сейчас

Всё чаще случаются скандалы из-за тех или иных произведений, зачитываемых учителями в школе

После конфликта между администрацией школы и учительницей литературы из Санкт-Петербурга, которая вместо дня патриотизма предложила прочитать Хармса и Введенского, общественность задумалась. Насколько важно в эпоху «новой этики», когда в отношениях между Татьяной и Евгением Онегиным психологи видят абьюз, а в «Руслане и Людмиле» заложена сексулизация женщин, адаптировать школьную программу под правила нового времени? Это мы узнали у экспертов в области литературы и филологии.

Абьюз — форма психологического, физического, сексуального или экономического насилия над человеком.

«Сложнее, чем в 30-е»


Заместитель декана по учебной работе ЯрГу Денис Карпов, кандидат филологических наук в вопросе цензуры считает, что «сейчас всё сложнее, чем в 30-е годы».

«Люди не понимают, о чём можно, а о чём нельзя говорить. Ненормально, что общество стало так болезненно относиться к этому»

Преподаватель также не считает актуальными темы расизма и секса в русской классике. Но, несмотря на это, мат является важной особенностью для современной молодежи:

— О нём нужно говорить обязательно. Он ворвался не только в нашу жизнь, но и, самое главное, в молодежную культуру. Намного больше, чем в 90-е, которыми мы привыкли пугать. Важно объяснять, что мат знают все, но из этого не следует, что нужно ежечасно его употреблять.

Денис Карпов не исключает обсуждение мата на уроках. Главное, обозначать границы его использования

Про современную литературу на уроках


— Я совершенно уверен, что в школьной программе должна достойное место занять современная литература. Хоть она не проверена временем, в чём-то уступает классике, но она о сегодняшнем человеке. На ранних этапах ребенок должен получить представление о языке классической русской литературы, ведь она сопровождает становление личности. Важно сделать так, чтобы ребенок не только Тургенева умел прочитать, но и Пелевина, Быкова. Это необходимая составляющая культурной личности: владеть не только разными естественными языками, но и культурными языками. Мы не можем полностью игнорировать современную культуру и строить всё обучение только на Пушкине при всей любви к нему».

Этично ограничивать


Мнение коллеги поддерживает и преподаватель из ЯГПУ им К. Д. Ушинского, доцент и кандидат филологических наук Маргарита Пономарева. Она считает, что, с точки зрения этики, ограничивать изучение каких-либо произведений в школе необходимо:

— Но запрещать произведения невозможно. К тому же, к ним наоборот возрастет интерес. В этом вопросе должна быть объективная экспертиза. С другой стороны, важно показывать разные тексты. Может быть, с течением времени даже политические сатиры умрут, потому что каждое произведение актуально в свое время. Об этом нужно говорить именно преподавателям, потому что иначе скажут «во дворе», где интерпретация будет совершенно другой. Вот то богатство явлений и произведений, которое у нас есть, обязано быть доступно широкой публике. И студенты, и школьники в юности должны «перебрать» тот набор литературных явлений, чтобы в конце понять, что им подходит, а что нет. Нельзя человека заключать в рамки, иначе это ограничивает его кругозор.

Список школьной литературы не пересматривали больше ста лет


— Чтобы отбирать тексты для школьной программы, должно пройти время, потому что никогда не понятно, какой след оставит то или иное произведение. Нам кажется, что оно хорошее, а с течением времени его смысл становится противоположным, — считает Маргарита Пономарева. Мы сталкиваемся либо с неверными интерпретациями, либо с тем, что школьную литературу не читают. Школьники не считают ее актуальной.

«Ядро классической литературы не пересматривалось в течение XX века и первой половины XXI, что является неправильным»

Некоторые уже отказались от изучения Раскольникова, «Войны и мира», заменяя другими романами этих же авторов, более востребованными для современного школьника. Как бы нам больно ни было, но и XIX век нужно изучать меньше, чем это делали раньше, потому что на него надвигается современная литература, — говорит Маргарита Пономарева.

А что говорят в Москве?

Современные преподаватели — за изучение современных текстов

Столица всегда была на передовой всех современных веяний. Мы узнали, что о школьной литературе и цензуре в ней думает преподаватель и создатель проекта «Школа литературного препода» Никита Малашенко.

— Осуждать за чтение в принципе странно, особенно на фоне спада интереса к литературе. В литературной сфере за цензурирование выступают не только те, для кого «раньше было лучше», но и обеспокоенные темой ЛГБТ родители, например. Однако ничто не мешает сегодня и школьнику, и взрослому человеку найти текст в интернете и спокойно с ним ознакомиться. Думаю, после ситуации вокруг гимназии № 168 многие хотя бы на «Википедии» что-то посмотрели про Введенского и Хармса. Вспомните истории с «Доктором Живаго» или «Мастером и Маргаритой» — чем больше осуждали, тем больше читали и обсуждали. Даже «Мятная сказка», которую подвергли жесткой критике, одно время была в топе продаж и до сих пор выставляется на самых видных местах в массовых книжных.

Столичный преподаватель рассуждает: в школе допустимо обсуждать и мат, и эротизм в произведениях.

— Если у моих учеников есть запрос или готовность обсуждать какие-то темы, то мы это делаем. Я не вижу ничего плохого ни в эротизме, ни в мате, ни в остросоциальных вопросах. Наоборот, они раскрывают грани нашей жизни, казалось бы, через самый «ненужный» школьный предмет. Оттенки жизни — вот что важно, как мне видится, особенно для выпускников, которые жизнь только начинают. Но здесь важно и не заигрываться с подобными темами. Было бы по меньшей мере странно посвятить всё время изучения «Грозы» только теме абьюза в семье, а на Гоголя смотреть исключительно сквозь призму фрейдизма. Осознанность и адекватность — вот главные фильтры, которые помогают найти золотую середину в подобных вопросах.

Зачем учить литературу


— Независимо от того, что понимать под «новой этикой», мы в любом случае скатываемся к вопросу о том, зачем учить литературу в принципе. Единственно правильного ответа, конечно, не существует. Литература, мне кажется, ценна не только как сборник мыслей и фактов, но и как художественный акт, вызывающий в нас отклик. В одном из программных эссе писательница и критик Сьюзан Сонтаг писала: «Сегодня главное для нас — прийти в чувство. Нам надо научиться видеть больше, слышать больше, больше чувствовать». Эту же статью она завершила фразой: «Вместо герменевтики нам нужна эротика искусства». Не важно, какой текст будет разбираться на уроке, главное, чтобы он вызвал в классе чувства, еще лучше — мысли, обсуждения, споры. А рассуждать об этичности и неэтичности или, проще, правильности и неправильности каких-то произведений не приходится: посмотрите на реакцию общественности вокруг той же 168-й гимназии, — сказал Никита Малашенко.

Герменевтика — наука, предметом которой является исследование и толкование древних текстов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: россиянка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления