Примерно на середине двухчасовой поездки из Ярославля в деревеньку Федорково Пошехонского района ровный асфальт резко закончился. Автомобиль тряхнуло, водитель выругался. Связь пропадала всё чаще. Без слов было понятно — путь ведет в дремучую глубинку.
Там, в Федорково, в ночь с 30 сентября на 1 октября оборвалась жизнь 27-летнего Андрея Огурцова. В сентябре 2022 года его мобилизовали, в октябре он уехал в зону боевых действий, попав в 138-ю отдельную гвардейскую мотострелковую бригаду. Спустя год приехал в свой первый отпуск. Выпил по такому случаю. Во время застолья Андрея зарубил топором его же знакомый. Окровавленное тело оставил на полу и ушел спать. Утром бездыханное тело военного нашла мама.
«Тут два дома жилых»
По краям сельскую дорогу в Федорково обрамляют несколько домов. У части из них выбиты окна — тут давно никто не живет. Рядом с одним из них — кирпичным с деревянной пристройкой — собрался народ. Толпа — по меркам деревни. Из нее выделялся высокий мужчина в выглаженном синем костюме и рубашке — глава Пошехонского района Николай Белов. Он приехал сюда общаться с матерью Андрея и решать вопросы по организации похорон: мобилизованного собрались провожать с воинскими почестями — оркестром и залпами из орудий.
— Странно, что вы вообще сюда приехали. Тут два жилых дома, кто вам чего расскажет? — по-свойски поинтересовался глава района.
В это время соседка погибшего мобилизованного замахала руками и взвизгнула:
— Не надо здесь ничего снимать. Нечего вам тут делать. Мы ничего не видели и не слышали. Наташа, не говори им ничего, а то понапишут.
Наташа — мать Андрея. Низкого роста 57-летняя женщина в шапке и резиновых сапогах стояла, облокотившись рукой на белый автомобиль чиновника, и растерянно озиралась. По ней было видно, что женщина не привыкла к вниманию.
Организацию похорон взял на себя второй ее сын — брат Андрея, который сейчас живет в Рыбинске. Также у Натальи осталась еще дочь, она живет в Иванове.
Наталья раньше работала дояркой, жила с мужем, воспитывала детей. Потом супруг умер. Сейчас она пенсионерка. На вопрос о том, пьет ли Наталья, местные отвечают риторически: «В деревне все выпивают».
— А Андрей пил? — спрашиваем у Натальи.
— Нет, — тихонько отвечает она.
— Пил, — раздался голос позади нас.
— А что пил?
— Ну, водку, — уже сама ответила мать убитого.
«Любил лыжи»
По словам селян, Андрей вместе с семьей раньше жил в соседней деревне, название которой они вспомнить не смогли, но потом переехал в Федорково. Учился в Белосельской средней школе, где окончил 11 классов. Там его помнят веселым неконфликтным мальчишкой, у которого не сходила улыбка с лица.
— Он был хорошим мальчиком, добрым. Любил кататься на лыжах, участвовал в соревнованиях. Неконфликтный, класс у них был дружный. Его никогда не отбрасывали (не выгоняли из компании, не был отшельником. — Прим. ред.), не за что было. Всегда улыбался при встрече. Потом поступил в техникум. Из-за того, что у него отец умер, у него была льгота. Сначала учился на одном направлении, потом перешел на другое, чтобы получать пенсию. Но в школе он себя достойно вел. Не был ни отличником, ни хорошистом. Учился на твердые тройки. Но при встрече всегда здоровался, улыбка не сходила с его лица. Он аккуратный был, ничего плохого про него не скажешь. Мы его все жалеем, — рассказала директор Белосельской средней школы Любовь Скобелева. — Он участвовал в спортивных соревнованиях. Особенно у него на первом месте были лыжи. И потом, когда школу закончил, ездил на соревнования от нашего поселения. Первое место даже однажды занял.
Закончить колледж Андрею всё же не удалось — выгнали за прогулы. Юноша отслужил год в армии и вернулся в Федорково. По словам местных, нигде не работал, помогал матери по хозяйству — у семьи свой небольшой огород. Но сама Наталья уверяет — Андрей шабашил у знакомого.
— Андрюха-то хорошо помогал дома. Как не работал? Работал. У этого, как его... Не помню, — махнула она рукой.
— А чем занимался?
— Да всем подряд, — рассказала она.
В сентябре 2022 года Андрею пришла повестка по мобилизации. Он уехал в учебный центр, а оттуда отправился в зону боевых действий. Парня распределили в мотострелковую бригаду. Бывший приятель погибшего, которого мобилизовали примерно в одно время с Андреем, удивился, что тот вообще попал в зону боевых действий.
— Мы — мобики, только в разные дни пошли из военкомата, служили на разных направлениях и в разных частях, — рассказал знакомый Андрея корреспонденту 76.RU. — Я особо не общался с ним после того, как школу окончил. Знаю, что после смерти отца он начал употреблять алкоголь в огромных количествах. По поводу СВО не знаю, как его туда отправили, он же эпилептик, падал прямо на построениях в Ярославле, потом его в госпиталь увозили.
«Он мне газонокосилку купил и телевизор»
В зоне СВО парень не забывал про семью. Регулярно звонил и помогал матери деньгами. Не жалел на обновки для дома. В это же время нашел девушку по переписке — она живет в Москве. Родные скучали по Андрею и ждали его приезда.
— Помогал, деньги присылал. Он телевизор купил, газонокосилку. Конечно, скучала по нему, год дома его не было. Ревела, когда его туда отправляли. Все ревут. Ну Юрка в это время по хозяйству помогал, пока Андрюхи не было. Юрка Иванов, из Коровина который, — предалась воспоминаниям Наталья. — Была у Андрея девчонка из Москвы. Познакомились они там как-то, я не знаю. Звонила мне, спрашивала разрешения поехать на похороны. Я ей сказала: «Чего ты спрашиваешь вообще, приезжай, конечно».
Юрка — имя того, кого сейчас обвиняют в убийстве сына Натальи. По словам матери убитого участника СВО, парень сам привел приятеля домой. Кем он приходился семье, она толком объяснить не смогла.
— Так что, просто привел и сказал: «Мама, Юра теперь будет жить с нами»? — выпытываем у Натальи.
— Ну да. А чего? Пусть живет, он же помогал, — просто ответила Наталья.
Юрий жил в доме Натальи около года, Андрей привел его еще до мобилизации. Всё это время он помогал вести быт. Двое других детей Натальи редко бывают у матери, у каждого своя жизнь. Сама Наталья Юрия выгораживает как трезвенника, однако бывшие жители деревни отзываются о нем как о «редкостном синеботе».
«Я его потрогала — уже холодный»
В отпуск Андрей приехал впервые с момента мобилизации. Был дома в пятницу, 29 сентября. Отмечать приезд решили в субботу вечером. Сели все вместе: мать Андрея, Юрий и сам мобилизованный.
— Да, втроем сидели. Я ничего не слышала. Спать ушла, а они остались, — рассказала Наталья. — Я не знаю, что там было. Юрка потом сказал, что это они из-за меня...
По версии приятеля Андрея, ссора началась из-за того, что боец СВО перепил и пошел с топором на спящую мать. Юрий якобы пытался его остановить и в потасовке рубанул тем же самым топором. Затем пошел спать.
— Но это мне Юрка сказал, я не знаю. Может, Андрюха перепил и схватился за топор. За что ему меня рубить? У нас нормальные отношения были, — задумчиво рассудила мать погибшего.
Она увидела окровавленное тело сына на утро. Юрий сам сдался полиции — скрываться не стал.
— Я увидела кровь. Подошла, потрогала. А он уже холодный. Я теперь тут одна осталась, — Наталья замолчала. Посмотрев на главу района, выбивающего для ее сына похороны с почестями, она со всеми попрощалась и ушла в дом.
Проводят как героя
Спустя пару часов уставший глава Пошехонского района Николай Белов отчитался: вопрос с прощанием решен. Семья хотела устроить похороны 3 октября, но в администрации попросили подождать денек, чтобы проводить Андрея в последний путь со всеми воинскими почестями, на третье оркестр был занят. Глава объяснил: так положено, несмотря на то, что погиб Андрей не в зоне боевых действий.
Провожать убитого Андрея Огурцова будут в Белосельском Доме культуры 4 октября в 11 часов. Местные власти сообщили, что родным положена денежная компенсация, поскольку мобилизованный был застрахован. Сумму выплаты не называют.