18 сентября пятница
СЕЙЧАС +10°С

Бизнес за рубежом: как компаниям ярославского региона выйти на международные рынки

Интервью с руководителем Центра экспорта Ярославской области

545

Поделиться

Наталья Багрова — директор Центра экспорта Ярославской области<br lucida="" grande",="" verdana,="" arial,="" helvetica,="" sans-serif;="" font-size:="" 11px;="" font-style:="" normal;="" font-variant-ligatures:="" font-variant-caps:="" font-weight:="" 400;="" letter-spacing:="" orphans:="" 2;="" text-align:="" start;="" text-indent:="" 0px;="" text-transform:="" none;="" white-space:="" widows:="" word-spacing:="" -webkit-text-stroke-width:="" background-color:="" rgb(255,="" 255,="" 255);="" text-decoration-style:="" initial;="" text-decoration-color:="" initial;"="">

Наталья Багрова — директор Центра экспорта Ярославской области

Зачем компании, которая успешно торгует в России, выходить на внешние рынки? Как понять, востребованы ли ваши товары за рубежом? Где искать покупателей? Кто переведет сайт на фарси или китайский? С этими и другими вопросами ярославские предприниматели приходят в Центр экспорта, который уже три года подряд помогает бизнесу начать продавать свою продукцию за границей.

О том, как работает центр, какие услуги он оказывает, и кто может в него обратиться, рассказала директор центра экспорта Наталия Багрова.

— Наталия Авенировна, расскажите о работе центра экспорта, его задачах и услугах, за которыми можно сюда обратиться.

— Центр был создан в феврале 2017 года и является частью инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области. Мы помогаем экспортно ориентированным компаниям региона, которые хотят и пытаются выйти на различные международные рынки. Существующий перечень мер поддержки очень широк и постоянно пополняется: в него входят консультационные услуги по всем вопросам экспорта, перевод и создание презентационных и иных материалов, подготовка и экспертиза экспортного контракта, содействие в сертификации продукции на международных рынках, содействие в регистрации товарного знака, оформлении и защите интеллектуальной собственности. Мы организуем компаниям участие в международных выставках и различных бизнес-миссиях. В прошлом году мы запустили проект по оказанию содействия для размещения на электронных торговых площадках: это был первый в России пилотный проект с площадкой ebay. Мы зарегистрировали на этой площадке 15 предпринимателей области, которые выпускают различную продукцию: термобелье, посуду, украшения и многое другое. Она вполне успешно продается, и 7 предпринимателей уже отправили свои товары покупателям.

— Как часто к вам обращаются за помощью и кто может рассчитывать на поддержку?

— За эти годы к нам обратились с теми или иными вопросами более 500 компаний — представителей малого и среднего бизнеса Ярославской области, примерно 100 из них — это наши самые активные предприниматели, которые каждый год с нами работают. Два основных критерия для получателей нашей поддержки — это наличие компании в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и регистрация на территории Ярославской области. К нам обращаются предприятия разного спектра — как промышленные, так и производители продуктов питания и многие другие: туристические агентства, IT-компании, которые также могут свои продукты и услуги предлагать на экспорт и пользоваться нашей поддержкой.

— Центр организует бизнес-миссии за рубеж и помогает предприятиям показать «товар лицом» на международных выставках. Почему это важно и что это дает предпринимателям?

— Международные бизнес-миссии — это деловые поездки с определенной целью: найти потенциального партнера, провести с ним переговоры, показать свою продукцию, доказать, что эта продукция наиболее интересна, и в итоге выйти на зарубежный контракт. По моим ощущениям бизнес-миссия на сегодняшний день самая востребованная услуга. Но в них есть смысл участвовать тогда, когда предприятие уже подготовило свой продукт для поставок на международные рынки, понимает, куда оно хочет отправить свой продукт, проанализировало рынок, имеет представление, с кем готово работать — будут ли это дистрибьюторы или конечный потребитель. Мы помогаем принять участие в международных выставках. Участвовать в них можно как с индивидуальным, так и с коллективным стендом. Почему это важно? Компания, выезжая на зарубежную выставку, много контактирует с представителями этой страны, больше начинает понимать страну, с которой хочет работать, узнает о потребностях здешних покупателей. Приведу пример: многие россияне любят покупать продукты в прозрачной упаковке — нам важно увидеть, что продукты свежие, аппетитные. А в Китае это категорически не нужно, это вызывает даже негодование — китайскому потребителю важна яркая непрозрачная упаковка, с красивыми картинками.

В странах, куда отправляются предприниматели с бизнес-миссией, мы обязательно задействуем торговые представительства Российской Федерации. Они помогают подбирать партнеров, дают рекомендации, как правильно себя вести на этом рынке, как выстраивать отношения с будущими покупателями.

— Для предпринимателей эти услуги бесплатные?

— Практически во всех наших мероприятиях участие бесплатное. Есть несколько услуг на софинансировании: сертификация продукции на внешних рынках, патентование, защита интеллектуальной собственности и ее оформление, создание сайтов, маркетинговые услуги. Но даже платные услуги чрезвычайно выгодны: предприниматель оплачивает лишь 20% стоимости услуги. Лимиты по сертификации и обеспечении защиты интеллектуальной собственности очень высокие, до миллиона рублей. Конечно, если предприниматель отправляется на выставку или в бизнес-миссию, то проезд и проживание, при необходимости визу, он оплачивает самостоятельно. Все остальное — бесплатно. Организация стенда — это очень существенная помощь предприятию. Например, в Казахстане минимальный стенд может обойтись в 200 тысяч рублей, а в Германии — от миллиона рублей.

— За какой помощью чаще всего обращаются?

— Очень популярная услуга — перевод сайтов, презентаций, документации на разные языки. Мы помогаем перевести материалы и создать сайт таким образом, чтобы он читался покупателями другой страны — ведь восприятие у жителей разных стран очень отличается. Создание сайта на иностранном языке — это камень преткновения для многих компаний. Мы объясняем, что если просто перевести страничку на английский язык, то ничего не произойдет: поисковые запросы, например, в Китае никогда не выведут покупателя на страницу ярославской компании, если она зарегистрирована на русскоязычном домене. Поэтому мы создаем страницы, которые размещаем именно там, где бизнесмены хотят искать своих покупателей.

— В какие страны вы уже отправляли бизнес-миссии и куда предприниматели поедут в будущем?

— Бизнес — миссии организуются в разные страны ближнего и дальнего зарубежья. В 2019 году ярославские предприятия выезжали в несколько стран: Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Азербайджан, Вьетнам, Китай, Францию, Турцию, Японию. На первый квартал 2020 года у нас уже запланированы 4 бизнес-миссии в страны СНГ и Алжир. Запланированы выставки: «Продэкспо» в Москве, UzBuild в Узбекистане, а также ряд индивидуальных стендов на международных выставках в России и за рубежом. На второй, третий и четвертый квартал мы собираем заявки от представителей бизнеса и надеемся на их активность.

С выставками мы работаем по заявкам предпринимателей — мы собираем со всех запросы, они формулируют, в какие страны хотели бы поехать, какая у них продукция. Иногда получается подобрать и профильные бизнес-миссии, но чаще предприниматели из разных отраслей отправляются в одну бизнес-миссию, но для каждого выстраивается своя подготовка. Встречаются с теми, кто им интересен, представляют свою продукцию в этой стране. Особенно полезны посещения предприятий, выезды на производство.

— Как вы определяете потенциал предприятия, готово ли оно продавать продукцию на внешних рынках?

— У нас разработана анкета экспортной готовности, в которой учтены очень многие вещи. По итогам анкетирования предприятие набирает баллы и становится понятно, в какой стадии готовности находится компания. Как правило, изначально мы проводим большую беседу, выявляем потребности компании и пытаемся выстроить индивидуальную траекторию ее продвижения на внешние рынки.

— Как вы оцениваете активность ярославского бизнеса и стремление к выходу на зарубежные рынки?

— За последние годы все больше предприятий Ярославской области выбирают для себя в качестве стратегии развития выход на международный рынок. Они понимают, что концентрируясь только на внутреннем рынке, они в любом случае сталкиваются с международной конкуренцией. Надо повышать свою конкурентоспособность, повышать свой уровень, выходить во внешний мир. Нужно понимать, что в мире востребовано все — нужно уметь это правильно подать. Хочу отметить, что в Ярославской области производят очень интересную продукцию и нам есть чем похвастаться и заявить о себе за рубежом.

«Центр экспорта Ярославской области»;
Ярославль, ул. Свердлова, 25Д, этаж 3;
тел.: +7 (4852) 59–58–35, +7 (980) 771–53–67;
exportcenter76.ru;
info@ric76.ru.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter