«Думала не только о прибыли, но и о людях»: как Наталия Филёва сделала S7 известной на весь мир

Топ-менеджер разбилась на самолете — коллеги и партнеры рассказали, как она вела бизнес

Поделиться

Наталию Филёву вспоминают как милую и семейную женщину и в то же время жёсткого руководителя

Фото: Владимир Андреев / URA.RU/ТАСС

В воскресенье вечером в авиакатастрофе погибла Наталия Филёва — совладелица компании S7. Её частный самолёт разбился при заходе на посадку в немецком аэропорту Эгельсбах в районе Франкфурта-на-Майне, после удара о землю он полностью сгорел. Европейские СМИ сообщили, что самолёт рухнул на поле, на котором выращивали спаржу. Вместе с Филёвой спасатели нашли тело пилота и ещё двух человек. По данным РИА Новости, вместе с Наталией в бизнес-джете летел её отец Валерий Карачев — они отправлялись на лечение в Германию.

 У 55-летней женщины остались четверо детей, муж и бизнес, который известен во всем мире. Наши коллеги из НГС рассказали, как Наталии Филёвой удалось построить одну из крупнейших авиакомпаний, и спросили у её знакомых и коллег, какой она запомнится.

Видео: НГС

Наталия Филёва — совладелец авиакомпании S7 Airlines, вместе с мужем Владиславом Филёвым они выкупили акции «Сибири» ещё в конце 1990-х, затем — контрольный пакет, после чего развивали бизнес, скупая мелких авиаперевозчиков. Именно Филёвы организовали ребрендинг «Сибири», превратив её в S7 Airlines и перекрасив ливреи своего авиапарка в самый узнаваемый в небе цвет. 

«Я работал в авиакомпании в 2004–2005 годах, это был, наверное, самый такой тяжёлый и кризисный период в её становлении, — вспоминает Дмитрий Верховод, бывший гендиректор Технопарка. — Компания переезжала в Москву, шла очень серьёзная реструктуризация, серьёзные сокращения. В это же время был ребрендинг. Тогда же случилась эта катастрофа знаменитая, когда подорвали самолёт (Ту-154 авиакомпании «Сибирь», который сбили террористы. — Прим. ред.). И я в это непростое время работал со Славой (Владислав Филёв, супруг Натальи Филёвой. — Прим. ред.) и Наташей. <...> Эта история с ребрендингом показала, что Наталия — очень креативный человек, она в действительности постоянно брызжет какими-то новыми идеями, подходами, она, такая постоянно бурлящая новыми идеями. Она серьёзный стратег и очень креативный человек. Была, к сожалению. Выбор раскраски и для всего это мы ездили в Лондон, обсуждали там весь ход этого ребрендинга. Логика была очень конкретная: надо было уйти... В Советском Союзе в сознании людей сложились какие-то стандартные цвета авиации, как бело-голубо-красный <...> И задача была от этого уйти и найти не просто отличающийся оттенком, а что-то резко отличающееся. Он должен быть цветом некого креатива, новизны, драйва, нового подхода. Надо было перевернуть представление, он немного вызывающий и шокирующий. Отсюда появилась эта раскраска».

«Если вы помните, когда они стали зелёными самолётами, стали авангардными такими. Все думали, что это ерунда, но она всегда мыслила очень современно и позитивно, — рассказала Анна Терешкова, начальник департамента культуры мэрии Новосибирска. — Я была её личной знакомой. Я, можно сказать, горжусь тем, что когда они (супруги Филёвы. — Прим. ред.) начинали <...> работать вместе, мы имели возможность общаться. Я считаю, что это действительно большая потеря для России. С её приходом в том числе S7 стал именно таким проектом, которым мы гордимся. Мы гордимся тем, что он создан здесь, стал таким уважаемым, современным брендом. Для меня она воплощение такой бизнес-женщины, которая всегда могла быть и человеком, и женщиной, и жёстким руководителем. Она умела в себе всё это соединять. Для меня близко к идеалу современной женщины».

Многие знакомые и бывшие коллеги Наталии Филёвой вспоминают её как милую и семейную и в то же время жёсткую в вопросах бизнеса. Возможно, это и позволило ей добиться успеха в такой неженской сфере, как авиация. 

«Я был депутатом Госдумы прошлого и позапрошлого созыва, в 2011–2016-х был председателем оргкомитета по воздушному транспорту. У нас при комитете был создан экспертный совет, куда Наталия Валерьевна входила, и она не просто туда входила, она ворвалась туда ярким лидером, что абсолютно понятно по её характеру, — рассказал НГС директор по перспективному развитию аэропорта Иркутска Андрей Андреев. — Она не могла относиться неравнодушно к тем делам, которыми занималась. Она умудрялась сочетать в себе человечность и бизнес. А порядочных бизнесменов, к сожалению, в России в крупном бизнесе можно по пальцем пересчитать, и Наталия Валерьевна относилась как раз к такому числу бизнесменов, которые думают не только об извлечении прибыли, но и о развитии дела, о людях, в данном случае о пассажирах, об авиакомпании, которую они создали. Это уникальный случай, когда люди, не имеющие прямого профиля в авиации изначально, увлеклись этим делом, изучили и создали крупнейшую и, можно сказать, единственную профессиональную частную авиакомпанию в России. <...> Не так много женщин в российском и советском периоде можно насчитать, кто был успешным в этой отрасли. К сожалению, Наталия Филёва могла большего достигнуть для общего дела авиации, но вот так трагично её судьба оборвалась. Но даже то, что она сделала, уже войдёт в историю. Дети Филёвых также вовлечены в S7 Group, и я надеюсь, что женская линия Филёвых в авиации будет продлена».

Дочь Филёвых Татьяна. Изначально занималась маркетингом в компании родителей, а потом пришла и к руководству

Дочь Филёвых Татьяна. Изначально занималась маркетингом в компании родителей, а потом пришла и к руководству

«Конечно, это огромная утрата и для компании, и, я думаю, для страны в целом, потому что Наталия Валерьевна, с моей точки зрения, — один из самых выдающихся руководителей. <...> В этой компании она играла очень важную роль. Она женщина потрясающих способностей, очень волевая, очень жёсткая и, с другой стороны, очень семейная. Они [c Владиславом] в действительности уникальная пара, фантастически друг друга дополняли по своему характеру, по компетенциям. Что у них общее — это их сплочённость и нацеленность на семью. Они очень нежно относятся к своим детям», — добавил Дмитрий Верховод.

Слова соболезнования выразили в соцсетях многие другие коллеги и знакомые Филёвой и даже те, кто не знал её лично. 

«Мы не были знакомы, но пересекались пару раз на деловых мероприятиях. И помню, что всегда меня восхищало и интриговало — это небо, девушка, самолёт. Да ещё какая девушка! Женщина у штурвала такой компании! Муж и жена. Шутили, что новый цвет для самолётов подбирали под цвет любимой сумочки Наталии», — написала на своей странице в Facebook Анастасия Близнюк, основательница Интегрального музея-квартиры Академгородка. 

Самолет Наталии Филёвой разбился при заходе на посадку неподалеку от Франкфурта-на-Майне.&nbsp;

Самолет Наталии Филёвой разбился при заходе на посадку неподалеку от Франкфурта-на-Майне. 

«Наталия Филёва однажды очень выручила, просто по-человечески откликнувшись на просьбу <...> прийти в «Белл клуб». Что поразило, в ней не было совершенно никаких понтов, было много обаяния и житейской мудрости (и в то же время было видно, что характер — огого), которые прекрасно сочетались с деловой хваткой и умением хорошо считать», — вспомнила основатель издания The Bell Елизавета Осетинская.

Наталия Филёва окончила НГТУ. 

«Её специальность — инженер-радиомеханик. Она заканчивала факультет приборных устройств. Он готовил специалистов, которые были в том числе для вооружения самолётов. Она всю жизнь работала в этой отрасли, в авиации, это направление она впитала, ещё будучи студенткой. У неё это знание было глубокое всяких инженерных моментов», — рассказал президент НГТУ Владимир Пономарёв.

Сейчас европейские эксперты вместе с Межгосударственным авиационным комитетом пытаются найти причину авиакатастрофы. Дата и место прощания с Наталией Филёвой пока неизвестны.

От авиаотряда до авиакомпании. Хронология становления S7

1992

В 1992 году Толмачёвский объединённый авиаотряд, включавший в себя лётные отряды, метеослужбы и аэронавигационные службы аэропорта Толмачёво преобразовывают в три самостоятельных предприятия: государственный аэропорт Толмачёво, авиакомпанию «Сибирь» и ЗапСибаэронавигацию. 

Эта дата считается началом деятельности авиакомпании, которая впоследствии первой войдёт в группу компаний S7.

1994

Созданную в процессе приватизации «Сибирь» регистрируют решением города Оби.

1998

К купленной в 1997 году части акций «Сибири» супруги Наталия и Владислав Филевы приобретают контрольный пакет и начинают развивать авиакомпанию.

2001

Авиакомпания входит в Международную Ассоциацию Воздушного Транспорта IATA, одновременно с этим приобретая «Внуковские авиалинии», у которой накопилась большая кредиторская задолженность. Подобный шаг позволил «Сибири» стать первой по объёму

2004

Авиакомпания «Сибирь» становится лауреатом премии в номинации «Лидерство на рынке» — за «успешное использование инструментов слияния, поглощения и партнёрства, что позволило авиакомпании стать крупнейшей в России на внутренних линиях и второй — по общему объёму авиаперевозок».

2007

Авиакомпания «Сибирь» начинает выводить из эксплуатации Ил-86 — это один из этапов реализации стратегического плана по обновлению и модернизации воздушного парка авиакомпании, рассчитанного на ближайшие 7 лет.

Как сообщают «Ведомости», компания также заказывает 15 Boeing-787 на 210–250 пассажиров. Тогда Владислав Филев назвал Boeing «самым красивым самолётом, который он видел». Самолёты планировали взять в финансовый лизинг. Основную часть средств на закупку удалось найти за счёт кредитов под залог новых самолётов.

В этом же году авиакомпания сообщила, что закупает новые Airbus А320. Полёты на них начали выполнять лишь год спустя. Согласно заключенному с компанией ILFC договору операционного лизинга, S7 Airlines получила четыре воздушных судна этого типа.

2008

Этот год стал для «Сибири» тяжёлым — компания оказалась на грани банкротства. Долг перед держателями облигаций и банками достиг почти 11 миллиардов рублей. Филев обращается к чиновникам с просьбой выделить 4,5 миллиарда рублей господдержки — почти 15% от суммы, зарезервированной властями для спасения авиаотрасли на тот момент. В поддержке отказали, и компания едва не была поглощена «Аэрофлотом», вспоминают «Ведомости».

В этом же году в «Сибири» происходит ребрендинг — у самолётов меняется раскраска фюзеляжей, а на базе авиакомпании и её структурных подразделений создаётся группа компаний S7 Group.

2009

«Сибирь» допускает дефолт по облигациям из-за отказа двух кредиторов реструктурировать долги. Владислав Филев начинает искать поддержки среди банков, находя её у «Альфа-банка», который выделяет два пятилетних кредита общей суммой почти 9 миллиардов рублей, получив под залог акции всех весомых компаний группы S7.

Не выдерживая нагрузки, компания отменяет контракт на покупку 15 Boeing-787, при этом «сохраняя заинтересованность в [их] эксплуатации», пишут «Ведомости».

2010

Авиакомпания S7 присоединяется к Oneworld — одному из трех существующих в мире глобальных авиационных альянсов. Ранее в таком объединении состоял лишь «Аэрофлот» — в конкурирующем с Oneworld альянсе SkyTeam. Как сообщало издание vremya.ru, Владислав Филев говорил, что выбрал Oneworld по экономическим и эмоциональным соображениям.

В этом году авиакомпания перевезла 4,8 миллиона пассажиров.

2011

Государство в очередной раз пытается продать свою долю в авиакомпании «Сибирь», однако аукцион снова отменяют из-за отсутствия желающих купить пакет акций. Как сообщал Газете.ru аналитик «Атона» Никита Мельников, для стратегов госпакет не интересен, а для портфельных инвесторов стоимость сделки слишком высока.

2012

Количество перевезённых пассажиров в этом году составило 5,1 миллиона. Из них на внутренние рейсы приходится 3,5 миллиона перевезённых пассажиров и 1,5 на международные, говорится в годовом отчёте авиакомпании. Чистая прибыль составила 724 миллиона рублей.

2013

Группа компаний S7 выкупает госпакет акций авиакомпании «Сибирь», предложив за 25,5% акций перевозчика 1,1 миллиарда рублей.

2014

«Сибирь» договаривается с «Альфа-банком» о снижении процентной ставки и переносе срока погашения кредита на первый квартал 2017 года. Деньги, полученные с продажи 37 российских самолётов Ту-154 и Ил-86, авиакомпания направляет кредиторам.

В авиапарке группы остаётся 35 самолетов — все иностранного производства и все в лизинге, пишут «Ведомости».

2015

Владислав Филёв подписывает соглашение о покупке контрольного пакета акций «Трансаэро» — в соглашении указано, что «Сибирь» купит не менее 51% акций. Филёв рассчитывал таким образом избежать банкротства перевозчика, уточняет РБК.

Однако сделка не состоялась. Вскоре «Коммерсант» сообщил, что акционеры «Трансаэро» не смогли собрать 51% акций, «не обремененный обязательствами перед третьими лицами».

2016

Группа компаний S7 подписывает с иностранной лизинговой компанией соглашение на поставку в операционный лизинг Boeing-737 Max, рассказывают «Ведомости» со ссылкой на топ-менеджера лизинговой компании.

На сайте авиакомпании сообщают о закупке 17 судов Embraer 170-LR — для реализации программы развития межрегиональных авиаперевозок. «Сибирь» становится первой в России, эксплуатирующей сразу два новых самолёта.

В декабре этого же года S7 успешно проводит первую в России сделку с использованием технологии блокчейн, заменив ею традиционный бумажный аккредитив, пишет Frobes.

2017

Наталия Филева впервые входит в рейтинг «200 богатейших бизнесменов России», ежегодно составляемый российским изданием Forbes. Состояние Филевой оценивается в 600 миллионов долларов, в рейтинге она занимает 171-е место.

Количество пассажиров, перевезённых S7, ежегодно растёт — за 2017 год компания перевезла почти 10 миллионов пассажиров. Из них — 6,8 миллиона приходится на внутренние рейсы. При этом чистая прибыль составила 4,4 миллиарда рублей, говорится в документах годового собрания акционеров компании.

2019

Незадолго до авиакатастрофы Филева вошла в список Forbes из 15 бизнесменов, построивших бизнес с нуля и сумевших изменить представление о России.

Сейчас парк воздушных судов S7 насчитывает 96 судов. На сайте авиакомпании его называют «одним из самых современных на российском рынке авиаперевозок». Рейсы выполняются на Airbus, Boeing и Embraer.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
гость
1 апр 2019 в 17:08

Не надо было гнать волну на Боинг737 - Штаты такого не прощают

Сергей
1 апр 2019 в 15:21

а зачем столько много информации про нее?