Бизнес Как живут в России «Ивановы»?

Как живут в России «Ивановы»?

Представитель среднего класса в России тратит 40% заработка на еду, боится потерять работу и покупает пиво в ларьке. Социологи Sberbank CIB представили итоги исследования всероссийского индекса доверия потребителей. В основу лег образ среднестатистического россиянина Иванова.

«Потребительский индекс Иванова», который рассчитывают социологи Sberbank CIB, отражает динамику потребительских расходов, сбережений и доверия в целом по стране за последние два месяца.

По оценкам составителей индекса, в России к среднему классу сегодня можно отнести 55% российских домохозяйств. Для сравнения: в Бразилии к нему принадлежит лишь 30% населения, в Китае – 21%, а в Индии – 11%. К числу обеспеченных – с доходом выше 50 тысяч долларов США в год – в нашей стране принадлежит 15% домохозяйств. Для сравнения: в Бразилии обеспеченных лишь 5%, в Китае – 2%, в Индии – 1%.

По итогам исследования, среднестатистический россиянин Иванов сегодня тратит около 40% своего дохода на еду, 16% – на оплату коммунальных услуг, 11% – на одежду и 7% – на обслуживание долга. При этом значительное число Ивановых в стране обеспокоены тем, что могут потерять работу. Так, 37% респондентов заявили, что беспокоятся о том, что могут быть уволены. По данным социологов, для многих такие опасения небезосновательны. Так, около 10% респондентов из числа компаний в настоящее время увеличивают численность персонала, а 50% либо увольняют сотрудников, либо не нанимают новых на освободившиеся должности.

Только 80% Ивановых в стране считают, что сейчас неподходящее время для крупных покупок. В то же время 44% все же планируют сменить в ближайшие два года автомобиль. Покупая товары в магазине, Ивановы внимательно смотрят на цены. 57% респондентов считают привлекательную цену ключевым фактором при принятии решения о покупке. Опрос проводится каждые два месяца исследовательским агентством Cint от имени Sberbank CIB по методологии, аналогичной той, которой пользуются Росстат и статистические ведомства ЕС при расчете индексов потребительской уверенности.
В опросе участвовали 2300 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в 164 российских городах с населением свыше 100 тысяч жителей. Погрешность составляет менее 2%. Фамилия Иванов считается самой распространенной в России, а условный Иванов в обзоре является типичным представителем российского среднего класса.

Характерная черта для российского Иванова – покупка пива в ларьке. Несмотря на запрет, введенный в январе 2013 года, 6% респондентов продолжают покупать напиток в киосках. Социологи отмечают, что год назад этот показатель составлял 15%. Таким образом, прослеживается тенденция оттока клиентуры киосков в современные форматы розничной торговли. Так, 22% респондентов, которые ранее покупали пиво в киосках, теперь приобретают его в торговых сетях.

Ивановы также предпочитают не связываться с Интернетом из-за недоверия к глобальной Сети. Так, около 27% респондентов никогда ничего не покупали через Интернет.

По оценкам экспертов, сегодня в России, действительно, более половины населения можно причислить к среднему классу.

«По методике ОЭСР, к среднему классу относятся семьи, чей совокупный доход выше 15 тысяч долларов США в год, то есть примерно выше 450 тысяч рублей. Таким образом, при доходе каждого члена семьи свыше 18 750 рублей, формально можно считать себя средним классом. Число россиян, получающих доход свыше 25 тысяч рублей, по данным Росстата, составляет 30,9%, группа с доходом 15-25 тысяч рублей составляет 25,3%. Однако, данная методика не учитывает реальный рост коммунальных расходов среднестатистического гражданина РФ, а также рост стоимости продуктов питания.

По методике ОЭСР, действительно, около 55% граждан РФ можно отнести к среднему классу, однако данный показатель не учитывает разрыва в доходах между самыми бедными и богатыми россиянами (коэффициент Джини). Россия является лидером: на 1% населения приходится 71% личных активов в стране», – рассказал аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов.

Фото: Фото с сайта Krestianin.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем