Сегодня – чуть позднее чем обычно – начались занятия в школах и техникумах, лицеях и гимназиях, училищах и институтах нашей страны. Кроме традиционных хлопот, связанных с этим событией, у родителей сразу появилась и еще одна – карманные деньги: сколько дать и как контролировать.
В наше время мелочь на разные траты имеют практически все – от первоклашек до студентов. Конечно, количество денег в кошельке напрямую зависит и от благосостояния семьи, и от возраста учащегося, и от потребностей. И все же первый вопрос, который встает у большинства родителей: сколько давать. С одной стороны, не хотелось бы, чтобы любимое чадо чувствовало себя ущемленным, с другой, лишние деньги приводят к бесконтрольным тратам. И если младший школьник может истратить родительские деньги на не слишком полезные для здоровья чупа-чупсы, колу и чипсы, то старших детей подкарауливают соблазны посерьезней. Не секрет, что несмотря на все запреты, несовершеннолетним продают и сигареты и алкоголь, зачастую паленый, да и наркотики уже стало не так уж сложно купить.
«Несмотря на все опасности, я считаю, что у детей должны быть карманные деньги, – говорит детский психолог Екатерина Шевелева. – Это важно не только с практической, но и с психологической точки зрения. Так, маленькие граждане смолоду учатся распоряжаться деньгами, экономно тратить. Главное, чтобы суммы на карманные расходы были разумными. Не стоит ориентироваться на то, сколько дают «соседу». Родители должны примерно представлять себе, на что их ребенок тратит деньги, и соответственно, сколько ему нужно. При этом малышам стоит давать строго ограниченную сумму, а вот старшим школьникам лучше давать чуть больше, чтобы они чувствовали некоторую свободу. В любом случае расходы детей нужно контролировать».
Конечно, стопроцентный контроль трат практически невозможен. Все мы когда-то были детьми и врали родителям, что купили булочку на завтрак, а сами ели мороженное за углом. Но те же детские психологи говорят, что слишком жесткий контроль и не нужен. Он подавляет волю ребенка, обижает его, создает лишние конфликты. Поэтому психологи советуют давать деньги не на какой-то период, а ежедневно. Еще одним средством контроля может стать банковская карта. Уже сейчас некоторые финансовые учреждения задумываются о специальных картах для младших со специальным дизайном, функцией контроля и заданными условиями пользования. А старшие могут пользоваться этим инструментом уже сегодня.
«Для того, чтобы обеспечить ребенка старше 12 лет карманными деньгами, есть очень удобный финансовый инструмент – банковская карта, – считает заместитель управляющего ярославского филиала Промсвязьбанка Татьяна Запорожец. – Родители могут заказать на имя ребенка дополнительную карту, прикрепленную к своему счету, при этом установив лимит на получение наличных денег с карты. СМС-информирование поможет контролировать расходы: в смс-сообщениях указывается сумма и произведенная операция – снятие наличных или оплата по карте товаров/услуг с наименованием торговой точки. Таким образом, ребенок ежедневно сможет воспользоваться определенной суммой денег. А родители без ежедневных хлопот и обеспечивают, и контролируют расходы ребенка».
Деньги, что ни говори, играют большую роль в жизни любого человека, любой семьи. И дети, которые с детства учатся ими управлять, быстрее и легче войдут во взрослую жизнь.