Число жалоб на действия и результаты проверок налоговых инспекций Ярославской области снизилось. Это стало известно после подведения итогов работы управления Федеральной налоговой службы с жалобами физических и юридических лиц за первое полугодие этого года.
Число обращений упало на семь процентов, а судебных разбирательств – и вовсе на 21. Всего за шесть месяцев поступило 210 жалоб. Примерно две трети претензий – это претензии юридических лиц. По словам начальника отдела по досудебному урегулированию налоговых споров УФНС России по Ярославской области Юлии Досовой, большинство разногласий связано с порядком исчисления налогов. Причем большую часть разногласий с налогоплательщиками удается урегулировать, не доводя до суда. «Обращение с жалобой в вышестоящий налоговый орган является действенным механизмом, позволяющим оперативно восстановить нарушенные права налогоплательщиков», – считает Юлия Досова.
Каждая третья жалоба признана полностью или частично обоснованной. Причин тому несколько. Например, что касается физических лиц, то, как правило, объектом обращений являются имущественные налоги. Их начисляют, исходя из тех сведений о наличии дома, квартиры, дачи, земельного участка, машины или иного имущества, которые имеются у различных государственных органов. Несмотря на то, что в последние годы проделана большая работа по сверке информационных баз, еще есть случаи, когда налоги начисляются, скажем, на давно проданную квартиру или машину. Поэтому с каждым обращением приходится разбираться, запрашивать соответствующие ведомства, проводить комплекс проверок.
С 3 августа начал действовать новый закон об изменениях в Налоговый кодекс, которые позволяют более оперативно и качественно работать с обращениями и граждан, и предпринимателей. Так, законом предусмотрен ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов. Теперь он составляет 15 дней. До одного месяца увеличен срок для подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы, что позволит ему более качественно обосновывать свою позицию. С другой стороны, в новом законе более четко сформулированы основания для отказа в рассмотрении жалобы.
Большинство налогоплательщиков отмечают полезность досудебного урегулирования споров. Тем более, что сейчас появилось много сервисов, позволяющих обратиться в соответствующие службы, буквально не покидая дома или офиса. Новый закон призван еще расширить права налогоплательщиков, создать благоприятный налоговый климат. А эксперты отмечают, что подобный подход со временем будет положительно влиять и на администрирование налогов.