Работодателям не хватает адекватных соискателей, способных занять открытые вакансии. Острый дефицит кадров, от которого наемные работники пока только выигрывают, может вызвать перегрев рынка и неблагоприятно сказаться на деловом климате страны, считают исследователи холдинга «Ромир». В конечном счете, не желая мириться с растущими издержками на персонал, предприятия могут найти альтернативные варианты и перевести производство в регионы и страны с более дешевой рабочей силой.
В ноябре холдинг «Ромир» в ходе очередного исследования задавал трудоустроенным россиянам вопросы относительно ситуации с занятостью – и лично им, и компаниям, в которых они работают. Аналогичные вопросы были заданы в прошлом году и четыре года назад – в ноябре 2008 года. Сравнение результатов показывает, что на рынке труда начинается явный перегрев. Этот вывод подтверждают и последние данные Росстата, согласно которым показатель безработицы в ноябре опустился ниже 4 млн человек. Осенью 2007 года (на пике предыдущего перегрева) было 4,2 миллиона.
«По сути, перегрев рынка характеризуется ситуацией, когда количество открытых вакансий существенно превышает количество адекватных соискателей, готовых их занять, – говорит экономист, ведущий эксперт исследовательского холдинга «Ромир» Игорь Березин. – Причем это касается не только каких-то редких или уникальных вакансий, а всех отраслей в целом». По его словам, работники не особо интересуются открытыми вакансиями и при желании могут проявить разборчивость в вопросах трудоустройства.
В качестве примера эксперт приводит ситуацию на одном из городских предприятий, где уже полтора месяца публично открыта вакансия менеджера с зарплатой от 40 до 120 тыс. рублей. «Понятно, что эта вакансия требует определенных знаний и есть набор вполне разумных требований, – говорит Игорь Березин. – Но, думаю, что еще два года назад на такую должность с гораздо меньше зарплатой выстроилась очередь, и работодатель смог бы выбрать достойную кандидатуру. Сейчас же такого нет».
По словам заместителя директора по персоналу ГК «RUgion» Ольги Киркиной, в последнее время стало совсем тяжело с поиском кандидатов. «Присылают очень мало резюме, и выбираем уже не мы, а соискатели. Думаю, дает знать о себе демографический кризис 90-х, – говорит она. – К примеру, нам с каждым годом все сложнее найти хорошего менеджера по продажам рекламных возможностей. А даже если удается найти, то вскоре их начинают переманивать другие компании».
В ходе исследования респондентов спрашивали о том, произошли ли у них лично какие-то изменения, связанные со сменой места работы минувшей осенью. Оказалось, что только 4% участников исследования были уволены или сокращены по инициативе работодателя. Год назад такой ответ давали 10% респондентов. Еще 8% покинули место работы действительно по собственной инициативе. Такие же показатели были в 2011 и 2008 годах.
Вопрос о том, насколько быстро респонденты смогли найти новую работу, задавался лишь тем, кто был уволен или покинул прежнее место по собственной инициативе. И результаты опроса показали, что особых проблем с этим не было – 29% уволенных (как и в прошлом году) смогли трудоустроиться в течении первой же недели после увольнения. В 2008 году такое удалось 37% потерявших работу. Социологи полагают, что увольнение для этих граждан не стало неожиданностью, и смена работы была ими заранее запланирована.
Чуть больше времени – от полутора недель до одного месяца – понадобилось на поиск новой должности 39% лишившихся работы. Один из десяти опрошенных (10%), потерявших работу осенью этого года, нашел новую более чем за месяц. Но все же нашел. И лишь каждый пятый (20%) все еще находится в поиске.
Тем, кто не менял работу этой осенью (88% участников исследования), задавали вопросы о происходивших в компаниях изменениях. Только один из восьми респондентов (13%) заявил, что в их организациях было сокращение персонала. Еще 11% участников опроса сообщили о снижении заработной платы. Соцпакетов и прочих привилегий от работодателей лишились 7% респондентов.
А вот в каждой девятой компании (11%) минувшей осенью было расширение штата. Причем в половине случаев количество сотрудников увеличилось более чем на 10%. Кроме того социологи выяснили, что в 22% компаний значительно повысились зарплаты. А в 2008 году вообще не было выявлено расщедрившихся работодателей.
Все эти показатели говорят о том, что ситуация в сфере занятости осенью текущего года была не просто существенно лучше (для работников), чем в аналогичные периоды 2008 и даже 2011 года, но и близка к состоянию острого дефицита кадров и перегреву рынка труда. Поэтому работодателям, конкурирующим между собой, приходится создавать дополнительные условия для сотрудников. При это подобные издержки не всегда экономически обоснованы. «Людей заманивают нереально высокими окладами от 20 тыс. рублей и дополнительными соцгарантиями, такими как бесплатный тренажерный зал или буфет прямо в офисе», – рассказывает Ольга Киркина.
«Это, безусловно, довольно неплохо для наемных работников и развития потребительских рынков, ведь рост доходов работающих по найму увеличивает их покупательную активность, – поясняет Игорь Березин. – Но потенциально такая ситуация может неблагоприятно сказаться на развитии бизнеса, инвестиционных планах, конкурентоспособности и деловом климате в нашей стране».
По словам эксперта, сейчас работодателям приходится идти на необоснованные издержки и смягчение требований к кандидатам, что, конечно, продлится не долго. «В конце концов они не захотят с этим мириться и начнут искать альтернативные варианты, в том числе – более дешевую рабочую силу», – полагает представитель исследовательского холдинга.