Пока банкиры и владельцы платежных терминалов подсчитывают комиссионные доходы, россияне осваивают электронные платежи: мобильный и интернет-банкинг, е-кошельки и другие удаленные каналы совершения платежей. Кроме того, стремительно растет спрос на услуги Почты России. Причина проста – относительно невысокая комиссия за перевод денег. Об этом гласят результаты социологического опроса населения.
В прошлом году значительно снизилась популярность трех самых распространенных каналов совершения платежей: банковских касс, банкоматов и терминалов. По данным всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в ноябре прошлого года, наиболее сильно (на 11%) упала востребованность платежных терминалов.
Напомним, весной 2010 года власти обязали владельцев терминалов оснастить машины контрольно-кассовой техникой. Бизнесмены выполнили требования законодательства, однако финансировать дополнительные затраты на обслуживание машин пришлось населению. Многих не устроил значительный рост тарифов за пользование терминалами – люди начали осваивать альтернативные платежные каналы.
Похожая ситуация произошла и с банковскими кассами. За 9 месяцев прошлого года число россиян, осуществляющих регулярные платежи (оплата услуг ЖКХ, телефона, штрафов, кредитов и др. – Прим. ред.) через отделения банков, сократилось на 9%. Менее популярными также стали банкоматы (-7%) и операторы в салоне сотовой связи и кассе магазина (-5%).
Зато увеличился спрос на услуги Почты России (+9%). Такой рост популярности в наибольшей степени наблюдается среди старшего поколения (от 60 лет и старше). По данным социологов НАФИ, в апреле 2011 года платежи через Почту России совершали 27% респондентов старшей возрастной группы, а в конце 2011 года уже 56%. Примечательно, что повысился интерес к Почте России и у россиян среднего возраста (от 35 до 44 лет). В этой группе опрошенных пользователей услугами платежей Почты России стало больше на 5%.
«Рост популярности Почты России на этом рынке мы объясняем несколькими конкурентными преимуществами, – комментирует результаты исследования заместитель гендиректора ФГУП «Почта России» Игорь Мандрыкин. – Это, прежде всего, доступность, надежность и невысокая комиссия за услугу. Кроме того, пользователям удобно совершать все необходимые платежи через почту, которая использует принцип максимального охвата поставщиков».
Добавим, согласно результатам исследования НАФИ, в России наметилась тенденция к росту популярности дистанционных платежных каналов. Они особенно интересны молодежи. Так, среди молодых россиян (от 18 до 24 лет) доля совершающих платежи банковской картой через Интернет выросла за 2011 год с 2% до 6%. А среди населения в возрасте от 25 до 34 лет стало чуть больше тех, кто осуществляет платежи электронными деньгами, а также через интернет-банк или мобильный банкинг (рост на 3-4%).
«При выборе способа совершения платежей значимую роль играет доступность того или иного канала. Участники платежного рынка решают вопрос доступности по-разному: одни – путем развития максимально широкой филиальной сети, другие – развивая дистанционные каналы платежей. Как показало исследование, обе модели успешны и позволяют увеличить количество клиентов. Немаловажную роль играют и тарифы. Российский потребитель становится более опытным и разборчивым. Именно поэтому, в условиях усиления конкуренции на рынке платежей, максимально выигрывают те компании, которые предлагают наиболее привлекательные условия по тарифам», – резюмирует генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева.