26 мая воскресенье
СЕЙЧАС +21°С
  • 24 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось - мы убрали бесячие капчи, картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Теперь просто пишете свое мнение и сразу отправляете его! И заодно мы ввели постмодерацию - то есть ваш комментарий на сайте появляется сразу, как только вы его отправили. Давайте общаться!

    6 мая 2019

    Узнайте больше об авторах 76.RU!

    Друзья, теперь на нашем сайте стали активны имена авторов - кликнув на имя, вы увидите информацию об авторе и все его публикации.

    19 апреля 2019

    Собираем альбом "Письма с фронта"!

    Друзья, перед 9 Мая мы запустили душевную акцию - собираем письма с фронта. Посмотрите дома, может быть, остались письма бабушек и дедушек - те, что они писали друг другу во время войны? Пришлите их нам - мы опубликуем!

    Еще

ПДД для бывалых: когда пешеход мёртв, но прав

Верховный суд занимает очень жёсткую позицию в отношении водителей, не пропустивших пешехода

Поделиться

По счастливой случайности, ребёнок в этом ДТП не пострадал

Фото: ГИБДД

ПДД несимметричны для пешеходов и автомобилистов в том смысле, что у последних и обязанностей больше, и ответственность жёстче. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем часто забываемые пункты правил, и сегодня — разбор технологии пропуска пешеходов. В конце вас ждёт традиционный тест.

Как именно пропускать пешехода? Дилеммой для водителя являются широкие проезжие части, где пешеход может находиться в десятках метров от автомобиля. Нужно ли уступать, если он идёт с противоположного края дороги?

ПДД оставляют пространство для споров. Так, пункт 14.1 ПДД гласит: водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. Аналогичный пункт для перекрёстков обязывает уступать пешеходам при повороте направо или налево, причём вне зависимости от того, идут ли они по переходу.

Классическая ситуация: при повороте водитель уступил дорогу ближним пешеходам, но не дальним: инспектор ДПС оформил штраф. Суды такую практику поддерживают

Но сам термин «уступить дорогу» вроде бы предполагает, что если пешеход далеко и своим манёвром мы не вынуждаем его изменить скорость или направление, проехать можно. Так ли это?

— Сложившаяся практика по таким делам однозначна и не допускает никаких двойных трактовок: пропускать нужно любого пешехода, пересекающего проезжую часть по переходу, а при поворотах на перекрёстках — даже вне перехода, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Этот вопрос поднимался много раз, и Верховный суд поставил точку в спорах.

Эксперт отмечает, что даже при наличии разделительной полосы уступать нужно пешеходам, которые находятся ещё на противоположной стороне дороги.

— Иногда в таких ситуациях удается оспорить постановление, но в целом практика такова, что пешеходам, которые уже вступили на проезжую часть, нужно уступать безотносительно того, какое расстояние вас разделяет, — говорит он. — Но если пешеход ещё идёт по тротуару и не ступил на проезжую часть, обязанности пропускать его нет.

Правда, нужно учитывать пункт 10.1 ПДД. Если водитель видит мчащегося по тротуару ребенка, который вот-вот выскочит на проезжую часть, тормозить в пол нужно безотносительно того, есть ли переход.

А вот ещё одна неоднозначная ситуация: вы проезжаете широченный перекрёсток, и по пути загорается красный. Пешеходам в этот момент включается зелёный. Пункт 13.7 ПДД даёт вам возможность завершить манёвр, но как быть с пешеходами?

Маршрутка проскочила на жёлтый — в отдельных случаях правила допускают такой маневр. Но школьник, дожидаясь зелёного, не смотрел по сторонам и рванул сразу после включения. Кто виноват в ДТП?

В правилах есть пункт 13.8 ПДД, который предписывает водителям перед стартом на зелёный пропускать тех, кто завершает пересечение перекрёстка. Но к пешеходам подобных требований нет. Даже пункт 4.5 ПДД, который обязывает их убеждаться в безопасности (этот пункт обожают цитировать водители) распространяется на нерегулируемые переходы. 

— С точки зрения судебной практики здесь тоже всё однозначно: в описанной ситуации пропускать обязаны водители, — поясняет Лев Воропаев. — Формально пешеходы должны убеждаться в безопасности маневра, но даже если они переходят на красный, не говоря о зелёном сигнале, водители должны соблюдать пункт 10.1 ПДД.

О пункте 10.1 ПДД мы уже писали — чаще всего именно он отправляет водителей в колонии. Проезжая перекрёсток при включении красного, водитель должен ожидать, что появится опасность — пешеходы в капюшонах и с наушниками. А потому нужно быть готовым тормозить и уступать.

Редкий случай, когда пешехода признали виновным безотносительно действий водителя. Здесь налицо умышленные действия сбитого

Российское законодательство ставит пешехода в приоритет: например, статья 1079 ГК РФ обязывает водителей, даже невиновных в ДТП, компенсировать вред пострадавшим в них пешеходам и пассажирам. Исключением являются обстоятельства непреодолимой силы или умысел потерпевшего (например, попытка самоубийства или автоподставы). Что ещё интереснее, пострадавший может взыскать ущерб и с виновного, и с невиновного водителя одновременно. С точки зрения законов пешеход является священной коровой.

Поддерживаете ли вы, что при наездах на пешеходов на водителя ложится большая часть ответственности?

  • Да, пешеходы уязвимы, а водителям нужно делать максимум возможного, чтобы их не сбить
  • Нет, это абсурдная практика, которая расслабляет самих пешеходов

Впрочем, пешеходам не стоит воспринимать этот посыл, как некую «лицензию на нарушение». Законы чаще всего на их стороне, но вот грубая физика — нет. И если водителей наказывают штрафами, а иногда — колонией, то для пешехода всё заканчивается травмами или смертью.

Выдержки из ПДД

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

А теперь — небольшой тест.

Освобождается ли водитель от ответственности, если наедет на пешехода, который перебегал магистраль с ограждениями и разделительной полосой?

  • Да, на магистрали у водителей приоритетПешеходам запрещено двигаться по автомагистрали, но это не отменяет требований пункта 10.1 ПДД
  • Да, если предпринял всё возможное для быстрой остановкиПешеходам запрещено двигаться по автомагистрали, но это не отменяет требований пункта 10.1 ПДД, поэтому требование быстрой остановки остаётся в силе
  • Нет, виноват в любом случае по статье 1079 ГК РФСтатья 1079 ГК РФ не определяет чьей-то виновности: она лишь обязывает владельца источника повышенной опасности компенсировать вред здоровью пострадавших. В описанной ситуации водитель должен учитывать пункт 10.1 ПДД, то есть тормозить, если на проезжей части возник опасный пешеход

Вы поворачиваете налево на перекрёстке, где нет переходов. Нужно ли уступать дорогу пешеходу, перебегающему проезжую часть, на которую вы поворачиваете?

  • НетНужно — пункт 13.1 ПДД
  • Только если существует прямая угроза наездаУступать нужно — пункт 13.1 ПДД
  • ДаВерно — пункт 13.1 ПДД

Считается ли нарушением ситуация, когда вы упёрлись в хвост пробки, остановившись поперёк пешеходного перехода?

  • ДаВерно — пункт 14.4 ПДД
  • Нет, если не создаёт помех пешеходамНе верно: пункт 14.4 ПДД запрещает выезжать на переход при заторе впереди
  • НетНе верно: пункт 14.4 ПДД запрещает выезжать на переход при заторе впереди

Вы поворачиваете во двор через проезд, который разрывает тротуар. По тротуару идут пешеходы. Нужно ли пропускать тех, кто пересекает проезд (переход отсутствует)?

  • ДаВерно, двор является прилегающей территорией, при съезде на которую пункт 8.3 ПДД обязывает уступать дорогу в том числе пешеходам
  • Да, если двор обозначен, как жилая зонаНет, двор в любом случае является прилегающей территорией, при съезде на которую пункт 8.3 ПДД обязывает уступать дорогу в том числе пешеходам
  • Нет, нужно лишь соблюдать осторожность (п. 10.1 ПДД)Нет, двор является прилегающей территорией, при съезде на которую пункт 8.3 ПДД обязывает уступать дорогу в том числе пешеходам

Перед переходом автомобиль в соседней полосе начал тормозить и включил правый поворотник, потому что дальше — съезд во двор. Нужно ли в этом случае сбавлять скорость?

  • Да, в любом случаеВерно, пункт 14.2 предписывает снижать скорость вне зависимости от причины, по которой водитель в соседней полосе начал тормозить
  • Нет, если есть уверенность, что пешеходов нетОшибка. Пункт 14.2 предписывает снижать скорость вне зависимости от причины, по которой водитель в соседней полосе начал тормозить

Увидели ошибку или хотите предложить тему? Пишите на auto@iportal.ru.