Авто Начинающих водителей ожидают ограничения

Начинающих водителей ожидают ограничения

Общественный совет при МВД России выдвинул предложение, которое вряд ли понравится водителям-новичкам. Идея в том, чтобы ограничить молодых автомобилистов в правах. Установить для них пониженный лимит скорости, запретить ночные поездки или перевозку пассажиров – в общем, создать отдельную категорию водителей со своими обязанностями и правами. Поэтапные системы выдачи водительских удостоверений давно существуют за рубежом, когда-то работали в СССР, и к этому светлому прошлому снова обращают взоры.

Причина тому – якобы высокая аварийность среди «молодняка».

В общественном совете при МВД только обрисовали схему: первые четыре года водители считаются новичками и ездят с временным удостоверением и ограниченными правами, и только после этого срока получают «настоящий» документ. Какие лимиты будут установлены для «желторотиков» и какие критерии выдачи полноценных прав – инициаторы не называют. Однако идея нашла поддержку у замминистра внутренних дел России Виктора Кирьянова, сообщает «КоммерсантЪ». Новое предложение по молодым водителям – хорошо забытое старое. Более 20 лет назад новичкам запрещалось ездить быстрее 70 км/час, управлять транспортом в темное время суток и перевозить более одного пассажира. Эти ограничения действовали в первый год после получения удостоверения.

Чтобы разграничить этапы, нужно ввести критерии для навыков водителя, по которым ему будут выдавать полноценное удостоверение. Это может быть отсутствие нарушений в период ограничений, безаварийная езда или дополнительный экзамен на знание ПДД и их практическое применение.

Из справочника по безопасности дорожного движения, Норвегия: «Поэтапное получение водительского удостоверения впервые практиковалось в США. Подобные запреты позволили снизить количество ДТП в течение периода действия запрета на 30-35%. Если взять все ДТП в течение суток, то снижение аварийности составляет 5%. Порядок поэтапного получения водительского удостоверения и/или временное удостоверение новых водителей снижает количество ДТП в течение периода действия этого порядка (обычно 2 года) на 10%».

По статистике ГИБДД, с 2008 года количество аварий, проиcшедших с участием водителей-новичков (со стажем вождения меньше трех лет), стабильно падает. Если четыре года назад количество таких ДТП составляло 74 тысячи, то в 2011-м их было уже 59 тысяч. Однако аварийность остается по-прежнему высокой – каждая третья авария происходит по вине неопытных водителей.

Категория «опытный водитель» в разных странах определяется по-своему. Как известно, в России ты остаешься «чайником» в течение трех лет после получения удостоверения, но при этом в правах и обязанностях приравниваешься к бывалым водителям.

«К дороге водитель привыкает гораздо быстрее. Как правило, многие ездят по одному и тому же маршруту, и привыкание происходит в среднем за полгода», – считает представитель Всероссийского общества автомобилистов Николай Живец.

В некоторых странах на первом году водительской истории не разрешается разгоняться быстрее 50 км/час, в Корее нельзя перевозить пассажиров. Почему для новичков предлагают снизить скоростной порог? На первых порах они не в состоянии быстро оценивать и ориентироваться в ситуации – не зря многие едут по средней полосе, вцепившись в руль, избегая маневров.

В автошколе учат ездить на первых двух передачах: скорость в 40 км/час кажется неимоверно быстрой. Когда новички попадают в городской поток, они, как улитки, на общем фоне. Быстро перейти в этот режим и переключиться на передачу выше третей кажется сверхзадачей. Наконец, через несколько месяцев наступает ложное ощущение, что водитель освоил дорогу и, любуясь самим собой, он начинает лихачить. В этот период надо пресекать излишнюю резвость.

«Начинающий водитель становится опытным только благодаря практике и накату, поэтому нет смысла его в чем-то ограничивать, – считает руководитель Школы водительского мастерства Ярослав Федоров. – Психологически 80% начинающих водителей панически боятся города и быстро не ездят – зачем дополнительные ограничения? Более того, я считаю неправильным, что в современных автошколах предел скорости для курсантов 40 км/час – это небезопасно в общем потоке, средняя скорость которого выше. В итоге новоиспеченный водитель просто не готов к новому режиму. Проблемы у водителей появляются через шесть-восемь месяцев: откуда-то рождается уверенность в умении водить автомобиль, начинаются превышения скорости, ДТП и так далее. Все это из-за необоснованной, глупой самоуверенности. Между тем некоторые новички управляют авто лучше матерых водителей, которые на протяжении всего водительского стажа в 5-10 лет всё делали неправильно, но уверены, что водят идеально и учить их нечему».

В некоторых штатах США новичкам запрещено садиться за руль в ночное время или часы пик, есть требования водить под присмотром взрослых. Если в течение шести месяцев он нарушил ПДД, а тем более попал в происшествие, его снова тестируют на знание теории и практические навыки. В Германии первые два года считаются испытательным сроком, и если в этот период водитель попадется на нарушении, его обязывают пройти специальный курс переподготовки.

«В целом я поддерживаю идею по новичкам, но главное, чтобы за этот период они действительно чему-то учились и их контролировали. Какой смысл в ограничениях, если за этим никто следить не будет? Ведь в 90-е годы именно из-за этого и отменили «особые» требования к молодым водителям, – говорит Николай Живец. – На Западе почему эта система работает? Там граждане уважают закон и выполняют его требования, у нас же культуру вождения приходится навязывать. Причем с новичками первое время ездят опытные водители. У нас автошколы обучают, выпускают водителей, а потом его переучивает всякий, кто оказывается рядом на пассажирском сидении. И ведь у каждого автомобилиста свое понимание правил и свои принципы поведения на дороге. Работать нужно не с новичками, а с теми, кто за рулем больше двух-трех лет. На первых порах водители как раз-таки осторожничают, а через пару лет появляется уверенность в своем профессионализме».

Проблема большинства новичков на дороге – в адаптации. Опытные водители допускают досадные ляпы – что говорить о молодых? Но страх заставляет их быть осторожнее и внимательнее. Впрочем, сегодняшний ритм и безобразное поведение на дороге формируют новые поколения лихачей. Когда новичок с неокрепшей психикой выезжает на улицу и видит, что там творится, он вынужден вливаться в эту толчею и невольно перенимает местные нравы. Проблема не столько в новичках, которым не хватает практики, а в водителях с опытом. Да, они адаптированы, но это приводит их к вольностям. Как сказал Юрий Панченко, в конце концов в автошколах не учат ездить пьяными, превышать скорость, проезжать на красный...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем