19 сентября четверг
СЕЙЧАС +6°С

Резиновый вопрос: переобуваться или нет?

Поделиться

С приходом зимней погоды в отдельные регионы нашей страны не утихают в автосреде споры о зимней резине. Когда менять колеса, действительно ли это необходимо и чем грозит игнорирование переобувки в период с декабря по февраль – с помощью нормативных документов и экспертов мы попробовали разобраться в данном вопросе.

Кто сказал, что мы должны переобуться?

Уже не первый год в преддверии зимы на тематических автосайтах и в СМИ появляется информация о том, что к 1 ноября водители обязаны сменить летнюю резину на зимнюю. На самом деле именно в ПДД и КоАП такие правила и положения отсутствуют, тем более с привязкой к определенному месяцу и числу. Все это сообразные отголоски многочисленных законопроектов, предлагающих не только четко разграничить зимний и летний периоды для водителей, но и ввести солидные штрафы за «обувь» не по сезону. Согласно последнему предложению, прозвучавшему зимой 2015 года, санкция за неправильную резину по цене должна быть соразмерна со стоимостью комплекта шин. Отметим, что все это до сих пор остается лишь в статусе непринятого предложения. Но запрет на эксплуатацию летней резины с декабря по февраль и зимней с июня по август все-таки существует. И прописан он в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Согласно пункту 5.5 данного документа:
Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль).
Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств – членов Таможенного союза.

Что будет, если катать зимой на «лете»?

Часть 1, статья 12.5. КоАП РФ
Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация ТС запрещена.

Положение это вступило в силу с 1 января 2015 года, но до сих пор по всей России оно применяется не слишком успешно. Во-первых, тут сказываются климатические особенности нашей страны – в отдельных регионах, где по календарю уже давно зима, погода совсем не располагает к переобувке; в северной же части напротив – на шипах следовало бы кататься круглый год. Второй момент, это все то же отсутствие этого обязательства в ПДД и ответственности в КоАП. Инспекторы ГИБДД, встречая на дороге обутого не по сезону автомобилиста, либо игнорируют нарушение, либо ограничиваются устной рекомендацией поскорее сменить колеса, либо выписывают штраф в 500 рублей по части 1 статьи 12.5. Отметим, что последний вариант развития событий случается гораздо реже первых двух. К тому же, если разобраться, он не совсем правомерен.

«В части первой статьи 12.4 КоАП ничего не прописано про технический регламент таможенного союза. А основные положения, о которых там говорится, ссылаются на старый техрегламент, который был утвержден в 2009 году. То есть штрафовать за летнюю резину по ч. 1 ст. 12.5 КоАП – это неправомерно, – пояснил автоюрист организации VseRazrulim Лев Воропаев. – По сути, на сегодняшний день за использование резины не по сезону ответственности никакой нет. Но при этом, если в новом техрегламенте эта норма есть, она обязательна для выполнения всеми гражданами».

Добавим также, что в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации» даны определения зимним шинам, а также указан их износ. При этом точный период использования не указан.

Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
для транспортных средств категорий L – 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 – 1 мм;
для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 – 1,6 мм;
для транспортных средств категорий M2, M3 – 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Где L – это мотоциклы, трициклы и т. д.; М1 – легковые автомобили; М2 и М3 – автобусы; N – грузовики различных категорий; О – прицепы.

Лев Воропаев также пояснил, что в случае возникновения ДТП зимой отсутствие соответствующей резины даже судом не будет рассматриваться как отягчающее вину обстоятельство.

«Существует четкий закрытый перечень факторов, которые могут являться отягчающими обстоятельствами. И летняя резина в него не входит – она никак не влияет на признание вины или невиновности автомобилиста, – пояснил автоюрист. – Зимняя или летняя резина – это как дополнительная опция, которую водитель выбрал или нет. Никоим образом отсутствие шин по сезону в случае ДТП не повлияет и на возмещение ущерба по страховке. Например, по ОСАГО значение имеет только установление и признание вины в ДТП. Какие-либо технические неисправности авто могут браться в расчет только при работе с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями».

Касательно ДТП на летней резине есть несколько другое мнение: в случае если вина того или иного водителя вызывает сомнение, шины не по сезону могут оказаться одним из аргументов против забывшего переобуться участника ДТП.

«Виновность в аварии определяется на основании двух факторов: нарушение Правил дорожного движения и причинно-следственная связь между нарушением правил и последствиями (ущерб в результате ДТП). В случае если водитель на ТС с летней резиной совершает столкновение с другим ТС из-за того, что не смог вовремя остановиться, то он будет виновником, – говорит ведущий адвокат адвокатского бюро «Стерлигов, Тараканов и партнеры» Щербинин Александр Владимирович. – Но если даже он не успел остановиться на зимней резине, все равно будет виновником, т.к. не соблюдал дистанцию или выбрал неправильную скорость. Если ситуация с виновностью спорная, то наличие на автомобиле летней резины в зимнее время однозначно будет трактоваться не в пользу такого водителя».

Принято ли у нас обувать авто по сезону?

Между тем статистические данные показывают, что российские водители ответственно подходят к вопросу подготовки авто к морозам. По данным аналитического агентства «Автостат», лишь 6% опрошенных отказываются от машины на зиму, а остальные 94% продолжают ездить на своих колесах и, соответственно, сталкиваются с определенными межсезонными хлопотами. Так, 92% респондентов в обязательном порядке меняют резину, 77% заливают в бак омывателя стекол незамерзайку, 62% проводят перед зимой проверку аккумулятора, 59% производят замену моторного масла и 40% проверяют свечи. В опросе участвовали более 2,5 тысяч человек. Респонденты могли выбрать один или несколько вариантов ответов.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    9 ноя 2015 в 17:02

    Шипы в городе на фиг не нужны.Толку мало,пыли много.Нужна хорошая зимняя резина,так называемая липучка. Езжу уже много лет,и только хорошие впечатления.

    9 ноя 2015 в 16:49

    ну вспомнили у нас на урале уже сугробы, кому надо тот переобулься или уже улетел с дороги

    Волк
    9 ноя 2015 в 16:55

    Только индивиды с ярко выраженным отстувием мозга как такового ездят на летней резине зимой! Их надо не в размере стоимости комплекта резины штрафовать, а права отбирать вместе с автомобилем, на кой им права без мозгов то...