Авто Новая Lada Kalina. Это прорыв?

Новая Lada Kalina. Это прорыв?

Семь лет назад первая Lada Kalina поразила меня диссонансом между мягкотелой внешностью и грузовыми повадками. Запомнился «длиннющий» невнятный руль, странные тормоза, валкая подвеска. Я уже предвижу восклицания довольных «калиноводов», но скажу так: возможности человеческого организма по адаптации таковы, что привыкнуть можно ко всему. Проблема в том, что к «Калине №1» нужно было привыкать.

Она оттрубила от звонка до звонка 8 лет – в два раза больше среднего срока обновления иностранных моделей. Ее постепенно модернизировали, но де-факто машина оставалась собой.

И вот 1 июля стартовали продажи совершенно новой «Калины» – по крайней мере, так обещают пресс-релизы. Говоря откровенно, новую машину можно признать не со всякого ракурса: округлый крупчик подозрительно напоминает модель 2004 года, профиль – тоже. Фронтальная часть преобразилась заметнее всего, но в целом «Калина» угадывается без труда, и иностранцы могли бы провести подобную косметическую операцию в рамках очередного рестайлинга.

А вот интерьер преобразился радикально, и центральная консоль не только симпатична, но и функциональна: кругляши управления климатом вращаются легко, с четко различимыми шажками, рециркуляция включается кнопкой, есть кондиционер и наконец – полноценный климат-контроль.

Lada Kalina впервые получила полностью автоматизированный климат-контроль: если раньше система управляла только температурой, то теперь – и направлением потоков. Есть даже датчик солнечной радиации, увеличивающий точность работы системы. Из других климатических «плюшек»: подогрев лобового стекла, сидений и зеркал.

Пластик жесткий – говорят, даже жестче прежнего. Тут можно вспомнить, что Renault и ее босс Карлос Гон – известные эксперты в области снижения себестоимости, так что обюджечивание машин – их конек. Ведь новая «Калина» построена с учетом позитивного опыта «Лады Гранты», вот и пластик теперь примерно такой же. Да бог с ним, зато стыков между интерьерными панелями меньше, а значит, нет былого раздолья для «сверчков».

Осматриваюсь придирчиво. Зеркала с электрорегулировкой, но при нажатии кнопок отчетливо слышишь срабатывание реле. Зато сами лопухи отличные, широкие и без искажений. Наружные дефлекторы напоминают «логановские», но крутятся с песочным ощущением, а центральные дефлекторы туговаты. Крышка бардачка немного погуливает в проеме, но хотя бы закрывается четко – не чета иным «китайцам». А сам бардачок невелик, да еще верхняя часть фактически бесполезна. В качестве компенсации здесь есть разъем для флешки.

Сенсорный экран радует симпатичной графикой, но слегка бликует. В скором времени на него можно будет вывести данные штатной системы навигации.

Это к вопросу о полном фарше: «Калина» оснащается мультимедийной системой с цветным сенсорным экраном, USB и SD слотами, а в будущем – возможностью подключить навигацию. Правда, радио ловится неважно и качество звучание среднее – то ли антенна слабовата, то ли еще что.

Посадка за рулем высокая, а сиденье не регулируется по вертикали. И я понимаю почему: компоновка «Калины» такова, что сядь водитель пониже, отодвинься подальше – и места сзади просто не останется. Вот и восседаешь на троне , подпирая потолок. Полагаю, для водителей небольшого роста проблем не возникнет, а рослым придется отодвинуться подальше, но тут другая проблема – руль не регулируется по вылету. В общем, если базовая эргономика «Калины» неплоха, возможности адаптации «под клиента» ограничены.

Но присидеться можно. У «Калины» неплохая обзорность, и помимо зеркал помогают неширокие почти вертикальные стойки, а еще – видимый передний габарит (спасибо еще раз высокой посадке). Маневрировать в городе весьма удобно, и рулевое управление с «короткой» рейкой и трудолюбивым усилителем этому способствует.

Японский «автомат» Jatco AY-K3 (также известен как F03A или JF414E) – четырехступенчатый. Его интеграция в шасси «Гранты» и «Калины» потребовала изрядных инженерных усилий – даже поддон двигателя изменили и добавили точки крепления коробки. Тем не менее, из-за особенностей конструкции картер коробки оказался нижней точкой автомобиля, и податливая заводская защита его не закрывает. Коробка агрегатируется только с 98-сильным двигателем (от Priora), тогда как его форсированной версии 106 л.с. адресована «механика».

В плюсы «автомату» ставим японское происхождение, в минусы – старомодность. Это заметно уже по алгоритму управления: паз селектора прямой, «зазоры» между режимами небольшие, так что с непривычки попасть проблематично: приходится все время сверяться с индикацией на панели приборов. Вместо мануального режима – возможность ограничить коробку первой, второй передачей, или отключить овердрайв – в этом случае табу накладывается на четвертую передачу.

Как и у «Гранты», настроен «автомат» боевито, и 98-сильная «Калина» уверенно берет с места. В городском режиме динамика приемлема, разве что досаждает звук двигателя, который малоступенчатый «автомат» то и дело распускает до максимальных оборотов.

Проблемы начинаются на трассе, потому что на обгонных скоростях прыть машины иссякает окончательно. Ей не хватает ни мощности, ни передач: топишь газ на 100 км/час, включается третья. Но третьей хватает аж до 140 км/час – настолько она длинная! Поэтому разгон 100-120 получается натужным, долгим и всегда без запаса на ошибку. На 120 км/час «автомат» мечется между передачами: чуть отпустил – четвертая, чуть придавил – третья. В общем, будь у него хотя бы пять ступеней, было бы проще, а так автоматическая «Калина» явно адресована горожанам. Потому что в пробках, на малом ходу и при неспешном разгоне коробка вполне себе классная.

И все-таки автоматическая Kalina — машина на любителя, ибо версии с механикой и дешевле, и мощнее, и динамичнее. Тем более АВТОВАЗ серьезно поработал на механизмом переключения, снизив люфты и ходы рычага.

«Калина» получила глубоко модернизированную «механику». По заявлению завода, она надежнее и имеет новый механизм выбора передач, разработанный немецкой компанией Shaeffler, а также тросовым привод японской компании Atsumitec. Продольный ход рычага уменьшился на 32 мм, поперечный – на 40 мм, а усилие при переключении снизилось в три раза.

За исключением двигателя, автомобиль не показался шумным. На 100-140 км/час звуковая агрессия, конечно, набирает обороты, но ничего выдающегося, а по меркам класса и вовсе хорошо.

Но главное, чем порадовала «Калина» – это управляемостью. От грузовых ноток не осталось следа: руль теперь «короткий», с более явным нулем и умеренной зоной низкой чувствительности (но именно низкой, а не отсутствующей). Машина неплохо держит прямую, не паникует на неровностях и не требует подруливаний. Для водителя вояж по трассе не более энергозатратен, чем на близких по цене иномарках, и расстраивает лишь упомянутая инертность на обгонах.

Не скажу, что «Калина» подначивает зажечь. Нет, руль порой теряет чувствительность, а при маневрах на низкой скорости как бы «залипает» в вывернутом положении, отказываясь самоцентрироваться. В пределе машина кренится и скользит передком. А еще у нее своеобразные тормоза, и после иномарки давишь педаль слабее, чем надо (потом привыкаешь). Активная рулежка на «Калине» менее интуитивна, чем на большинстве иномарок, и она не дает твоим рефлексам полноценно взять контроль над ситуацией.

АВТОВАЗ провел большую работу по «тонкой» настройке управляемости. «Калина» имеет стойки с увеличенным кастером (углом наклона), что обеспечило лучшую обратную связь, а также более жесткое крепление рулевой рейки – исчезло ощущение ваты. Сама рейка теперь короткая – 3,1 оборота руля от упора до упора.

Но в гражданских режимах, для которых «Калина» и предназначена, все это не так уж важно, и главное, повадки стали гораздо более человечными, понятными обычному водителю. Новая «Калина» использует ходовую часть «Гранты», которую подвергли перенастройке, и в целом получилось удачно – откровенной аморфности первой версии не осталось.

Тем более, «Калина» сохранила неплохую плавность хода. Здесь можно сделать лишь две оговорки: во-первых, иногда подвеска озвучивает неровности, что особенно слышно на малом ходу, во-вторых, при проезде гребенок появляются вторичные вибрации, от которых голоса пассажиров забавно дрожат. Не скажу, что все это сильно мешает, и «Калина» воспринимается машиной достаточно комфортной.

Второй ряд тесноват, но оно и понятно – В-класс. И все же Skoda Fabia удалось снять больше пространства с погонного метра длины. Сам за собой я умещаюсь с небольшим запасом по коленям, но если впереди угнездится амбал, придется сидеть враскорячку. Ладно хоть запасик над головой остается. Никаких удобств здесь нет, кроме куцего подстаканника, электростеклоподъемников и карманов в передних сиденьях.

Не очень понравилась и ворсистая обивка – вытрется, запачкается. Дилеры говорят, что «калиноводы» сразу ставят чехлы.

Ручки задних дверей оказались достаточно тугими – боюсь, не всякий ребенок откроет. И крышка багажника строптива, причем в обоих направлениях, словно вместо пневмоопор поставили амортизаторы. Пятая дверь лишена собственной кнопки открывания, так что либо ключом, либо из салона. Зато есть нормальная ручка для закрытия крышки.

К схеме трансформации салона претензий нет, разве что обивка выглядит неаккуратно, а фиксаторы подголовников заедают, мешая складывать спинки сидений.

Багажник невелик, но под полом – инструмент и запаска. Спинки складываются в почти ровный пол, если предварительно откинуть подушки задних сидений.

Я отдаю себе отчет, что подошел к «Калине» с завышенной меркой, если же чуть-чуть опустить планку и представить человека, который пересаживается с «Жигулей» или «Волги», новая «Калина» в самом деле покажется иномаркой. В городе – юркая, на трассе – вполне устойчивая, при парковке – «прозрачная».

Для Lada Kalina предлагается три силовых агрегата объемом 1,6 литра. 8-клапанный мотор 11186/21116 с облегченной ШПГ развивает 87 л.с., форсированный «приоровский» мотор 21127 с новым резонатором на впуске выдает 106 л.с. – оба агрегатируются только с механическими коробками. Для автомата предназначен 98-сильный двигатель 21126. Моторов объемом 1.4 литра не будет.

Кстати, можно задаться вопросом, новая ли это «Калина» или глубоко модернизированная старая? После тест-драйва я склоняюсь ко второму варианту. Но совсем не обязательно, что это плохо.

Фактически, завод провел тщательную работу над ошибками, и удары по болевым точкам прошлой «Калины» заметны. Она стала более интерактивной, современной и щедро оснащенный.

В отношении бюджетной модели консерватизм – не всегда минус, ведь фундаментальная перестройка платформы сопряжена с большими затратами, а значит, и ростом цены. Но для «Калины» жизненно важно не выйти на рубеж атаки Renault Sandero и других моделей на платформе B0. Поэтому нынешнее поколение можно считать очень глубоким и рациональным рестайлингом, при котором потребительские качества возросли сильнее цены.

И если такой же прогресс случился в области безотказности – а нам обещают, что это так – то «Калина» имеет очень хорошие перспективы. Если первой модели я говорил сразу нет, то теперь не вижу ничего особенно критичного в том, чтобы ездить на «Калине». А к тормозам и прочим особенностям наверняка привыкнешь.

Анализ цен

Базовая «Калина» с 87-сильным мотором стоит от 341 тысячи рублей, с кондиционером – от 372 тысяч. Конкурентов у нее мало: из прямых соперников можно назвать разве что ZAZ Chance да несколько китайских машин. Renault Sandero осязаемо дороже, и конкуренции между ним и «Калиной» не возникнет – «папа» Renault-Nissan не допустит каннибализма внутри альянса. В таблицу мы включили еще Skoda Fabia как пример из сегмента «небюджетных» автомобилей В-класса.

«Калина» со 106-сильным мотором обойдется в 408 тысяч, с автоматом – от 445 тысяч. Топовая комплектация стоит 465 тысяч.

Прошлая Lada Kalina в кузове универсал пользовалась огромным спросом: на нее приходилось чуть ли не половина всех проданных «Калин». Новая пока доступна лишь в топовой комплектации за 452.600 рублей, так что шквального спроса не будет – люди ждут более доступных версий с «механикой».

Для «Калины» предложен широкий список опций, в частности, фронтальные подушки, АБС, ESP, подогрев лобового стекла, датчики дождя и света, литые 14-дюймовые диски, противотуманные фары.

Неплоха и базовая комплектация: за 341 тысячу «Калина» оснащается водительской подушкой безопасности, АБС, противоугонкой, элеткроусилителем, центральным замком, атермальными стеклами, передними электростеклоподъемниками.

Сравнение с конкурентами (версии с кондиционерами)

* Цена на автомобили 2012 модельного года.

Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем