26 октября понедельник
СЕЙЧАС +1°С

Что затеяли российские автозаводы?

Десять лет назад мечтой россиянина среднего класса была подержанная иномарка из Германии или Японии, в крайнем случае – «Лада». А теперь? По статистике 2011 года, на каждую подержанную машину из-за бугра приходится семь новых иномарок...

Поделиться

Ценителям автомобилей заморской сборки наверняка придется по душе чистокровная японка Mazda3. Чистый салон, идеальное техническое состояние, обслуживание у официального дилера и 1,5-литровый двигателем вкупе с автоматом станут отличными спутниками волгоградского автолюбителя.

Десять лет назад мечтой россиянина среднего класса была подержанная иномарка из Германии или Японии, в крайнем случае – «Лада». А теперь? По статистике 2011 года, на каждую подержанную машину из-за бугра приходится семь новых иномарок, произведенных на заводах внутри страны. Российские иномарки опрокинули не только серый импорт, но и бросают вызов даже местным автозаводам, на продукцию которых пришлось 26,2% рынка против 39,7% у «наших иномарок».

В общем, российская иномарка – это герой нашего времени. С вероятностью 40% это ваша следующая машина. Причем вероятность эта будет расти год от года.

Что изменилось на российских ино-заводах в 2011 году и какие планы они вынашивают на будущее? Ниже краткое резюме по каждому из крупных предприятий.

Hyundai-Kia

Производство Hyundai Solaris стартовало в начале 2011 года, и успех модели стал неожиданностью для самих корейцев: автомобиль попал в список дефицита, а срок ожидания в зависимости от комплектации составил от 4 месяцев до полугода, а в ряде случаев – до года.

Завод непрерывно наращивает производственные мощности. Если в феврале Solaris производились в количестве 4000 автомобилей в месяц, то уже в апреле была введена вторая смена, и объем поднялся до 10 тысяч машин в месяц. Чуть позже стартовало производство Solaris в кузове хетчбэк, с августа завод заработал в три смены, а на конвейере появился родственник «Соляриса», новый Kia Rio. Ежемесячный объем выпуска достиг 13 тысяч автомобилей.

Но из-за бешеного спроса планы уже пересмотрены, и если изначально корейцы хотели выпускать порядка 150 тысяч автомобилей в год, то теперь ориентируются на 200 тысяч. Пропорция между «Киа» и «Хенде» будет составлять примерно 50:50, а точную величину подскажет рынок. С весны 2012 года на конвейер встанет Rio-хетчбэк.

Выяснилась и главная детская болезнь «Солярисов» – слабоватые амортизаторы задней подвески, которые допускали раскачку автомобиля на неровной дороге и существенно сокращали его грузоподъемность. Недостаток, на который журналисты жаловались с весны 2011 года, был устранен в августе с выходом в свет Kia Rio III. По заявлению завода, одновременно перенастроенные амортизаторы получил и «Солярис».

Hyundai Solaris – самая популярная иномарка России, а новый Kia Rio на второй полный месяц продаж вошел в пятерку! Оба бестселлера существенно укрепили позиции Hyundai и Kia на российском рынке, и теперь они занимают вторую и третью строчку среди «иномарщиков», уступая только Chevrolet. Впрочем, в следующем году ситуация может измениться, и у Kia есть все шансы стать самым популярным иностранным брендом России. Ведь даже без учета Rio продажи марки составили порядка 90 тысяч машин за 10 месяцев, то есть около 108 тысяч машин в год. Если к этому числу добавить планируемые 100 тысяч новых Rio, Kia может стать лидером с большим запасом.

Если не брать в расчет мощности АвтоВАЗа, завод Hyundai-Kia под Питером является крупнейшим автозаводом России, к тому же он отличается самой высокой степенью автоматизации.

Ford

С середины лета на заводе Ford под Всеволжском стартовало производство третьего поколения бестселлера Ford Focus в кузове хетчбэк, а с начала октября – в виде седана. Универсал присоединится к ним весной 2012 года. Причем обе «российские» модели Ford, Focus и Mondeo, получили ряд технических обновок, в частности, скорострельный шестиступенчатый «автомат» PowerShift.

Плановая мощность завода составляет 125 тысяч машин в год, однако выйти на этот рубеж предприятие сможет не ранее весны 2012 года. Когда именно – зависит от состояния рынка. В 2011 году объем выпуска составит около 90 тысяч машин.

Скорректировать эти планы может забастовка рабочих, состоявшаяся в начале ноября: сотрудники предприятия требуют пересмотра соглашений с работодателем. Всеволжский завод Ford является наиболее социально активным предприятием автопрома России: забастовки здесь проходят практически ежегодно с 2007 года.

Впрочем, для корпорации Ford завод под Питером скоро перестанет быть основным. В конце прошлого года было заключено стратегическое соглашение с группой компаний Sollers о создании совместного предприятия по производству автомобилей Ford общей мощностью 350 тысяч машин в год. Соответственно, более 200 тысяч «Фордов» будет сходить с конвейера СП в Набережных Челнах, где ранее выпускались «Фиаты», и ОЭЗ «Алабуга». Первые «татарские Ford» должны появиться в продаже уже в следующем году.

Всего на двух заводах планируется выпуск 6 моделей, и к двум существующим, вероятно, добавится Kuga, Explorer и Transit, а также наиболее интересная модель для массового покупателя – бюджетный В-классник, который составит конкуренцию Hyundai Solaris и Volkswagen Polo Sedan.

Volkswagen-Skoda

Концерн VAG – один из рекордсменов по ассортименту моделей российского производства: пока их семь, но очень скоро может стать еще больше. На заводе в Калуге сейчас выпускаются Volkswagen Polo Sedan, Tiguan, Skoda Fabia и Octavia, методом крупноузловой сборки – Volkswagen Touareg и Multivan. В Нижнем Новгороде стартовал выпуск Skoda Yeti.

Пока основным оплотом VAG в России остается калужский технопарк Грабцево. В августе 2011 года местный завод заработал в три смены и вышел на проектную мощность 150 тысяч автомобилей в год.

Попутно произошло освоение Нижнего Новгорода: в ноябре на мощностях ГАЗа началась крупноузловая сборка Skoda Yeti. Переход на производство полного цикла запланирован через год, а к 2013 году в Нижний будет полностью перенесен выпуск Octavia, и здесь же наладят производство нового Volkswagen Jetta. Проектная мощность Нижегородского филиала составит 110 тысяч автомобилей в год.

Если сложить потенциал двух заводов, общий выпуск составит 260 тысяч автомобилей в год. Этого недостаточно, чтобы выполнить условия промсборки, согласно которым заводы Volkswagen в России должны делать не менее 350 тысяч машин в год. Поэтому руководство концерна рассматривает два альтернативных варианта: увеличение мощности калужского предприятия до 200 тысяч машин в год, либо строительство под Калугой второго завода на 150 тысяч автомобилей в год.

Мало выпустить 350 тысяч машин, их нужно продать. Сегодня задача практически невыполнима, если в модельном ряду нет бюджетной иномарки. Volkswagen Polo Sedan по цене оказался близок к обычным иномаркам, Skoda Fabia потихоньку устаревает, поэтому в перспективе бестселлером марки должна стать новая Skoda, которая займет промежуточное положение между Fabia и достаточно крупной Octavia. Ожидается, что автомобиль будет сравнительно недорогим, но по практичности и ощущению качества близок к Octavia.

Также концерн VAG изучает целесообразность возобновления выпуска Audi в России, и речь идет об одной из популярных моделей фирмы: A3, A4 или Q5.

Renault

Московский завод «Автофрамос» в конце октября впервые вышел на проектную мощность, изготовив 661 автомобиль за смену, что в пересчете на годовой выпуск составляет плановые 160 тысяч машин.

В конце весны 2011 года к двум традиционным моделям «Автофрамоса» (Renault Logan и Sandero), добавились еще две «небюджетные» – Renault Fluence и Megane, которые ранее ввозились в Россию из Турции.

Но самая долгожданная новинка встанет на конвейер в конце этого года – это Renault Duster, подготовка к производству которого идет полным ходом. Кроссовер на платформе Renault Logan будет выпускаться с передним или полным приводом, с моторами 1,6 или 2,0 литра, а также механической или автоматической коробкой передач. Если судить по европейским ценам, где кроссовер продается уже больше года, стоимость на российском рынке будет сравнима с Chevrolet Niva,а топовые комплектации будут стоить как базовые у нынешних кроссоверов. Таким образом, Duster станет первым бюджетным паркетником России, и эта формула почти гарантирует успех. Осталось лишь дождаться официального объявления цен. Первые товарные машины мы увидим, скорее всего, не ранее весны 2012 года.

Nissan

На фоне остальных заводов масштабы производства Nissan на предприятии под Питером кажутся незначительными: всего 50 тысяч автомобилей в год. Завод вышел на проектную мощность весной этого года. Сейчас здесь выпускается три модели: Nissan X-Trail, Teana и Murano.

Собственно, этим и объясняются относительно скромные объемы выпуска: все модели имеют ценник за миллион рублей, поэтому спрос на них ниже, чем на бюджетники вроде Solaris или Renault Logan.

Однако Nissan на российском рынке представлен в виде альянса с Renault и АвтоВАЗом, поэтому первостепенной необходимости наращивать объем до 350 тысяч машин в год перед питерским заводом не стоит – эту задачу с лихвой выполнят заводы в Тольятти и Москве. Nissan же в ближайшей перспективе не планирует организовывать в питерском филиале производство массовых моделей. Почему?

Потому что это потребует инвестиций, а если, к примеру, наладить на заводе выпуск бестселлера Nissan Qashqai, это может больно ударить по английскому заводу компании в Сандерленде. Что касается бюджетных автомобилей, то производство недорогих Nissan на платформе Renault Logan и самого АвтоВАЗа будет организованно в Тольятти.

General Motors

Концерн General Motors располагает двумя заводами на территории России: в Шушарах под Питером и в Тольятти (GM-АвтоВАЗ).

Первый выпускает четыре модели: Chevrolet Cruze, Opel Astra, Chevrolet Captiva и Opel Antara и в этом году планирует выпустить порядка 64 тысяч машин. Это соответствует проектной мощности предприятия.

В Тольятти выпускается Chevrolet Niva, объем выпуска которой к концу года должен составить около 58 тысяч автомобилей. Однако после подписания соглашения о промышленной сборке перед концерном встала задача увеличить объемы выпуска до 300-350 тысяч автомобилей в год.

Поэтому в следующем году питерский завод выпустит 98 тысяч машин, а в перспективе нескольких лет планируется довести мощности до впечатляющих 230 тысяч автомобилей в год. Предприятие в Тольятти возьмет курс на наращивание объема выпуска до 120 тысяч машин в год, возможно, за счет включения в модельный ряд новых автомобилей. Кроме того, GM договорился с «Группой ГАЗ» о выпуске на нижегородском заводе 30 тысяч Chevrolet Aveo. Таким образом, при выполнении этих планов общий выпуск «джмиэмов» в России может приблизиться к отметке 400 тысяч в год.

Не стоит забывать, что сборкой автомобилей концерна GM занимается также Калининградский «Автотор», где сейчас производят аж 7 моделей: Opel Astra, Opel Zafira, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Aveo, Chevrolet Epica, Cadillac SRX, Cadillac Escalade. На «Автоторе» осуществляется контрактное производство автомобилей, и концерн еще не решил, включат ли их в те 350 тысяч машин, что предприятию необходимо выпускать на территории России для удовлетворения требованиям Минпромторга о «промсборке по-новому». Судя по нынешним заявлениям, GM планирует обеспечить указанный объем выпуска исключительно своими силами, и тогда с учетом мощностей «Автотора» объем производства в России приблизится к отметке полмиллиона машин в год.

Peugeot-Citroen

На калужском заводе сейчас выпускаются Peugeot 308, Citroen C4, а также три родственника-кроссовера – Mitsubishi Outlander, Citroen C-Crosser, Peugeot 4007. Весной этого года на конвейер встал рестайлинговый 308 и новый С4. Общий объем выпуска в этом году составит порядка 44,5 тысяч автомобилей. Сборка ведется методом крупноузловой сборки.

Пока предприятие выглядит весьма скромным на фоне конкурентов, однако французы намерены развивать завод. С середины следующего года планируется переход на сборку полного цикла, а главное, на конвейер должен встать новый бюджетный седан Peugeot, построенный на платформе 308. Вероятно, речь идет о переразмеренном гольф-класснике, который продается в ряде стран под индексом 408. Не исключено, что появится и седан на платформе Citroen C4, возможно, родственник аналогичной модели для китайского рынка. Для Peugeot/Citroen появление недорогой популярной модели жизненно необходимо: сейчас в модельных рядах компаний нет бестселлеров, которые входили хотя бы в тор-25 популярных моделей.

АвтоВАЗ

Знак тождества между продукцией тольяттинского автозавода и нашемаркой скоро может исчезнуть. Уже в феврале следующего года на АвтоВАЗе начнется производство первой иномарки под брендом Lada. Универсал Largus – суть, слегка перелицованная Dacia MCV, а проще говоря – универсал на платформе Renault Logan. Но это лишь начало: к концу года тольяттинский завод начнет выпуск бюджетного Nissan на той же платформе B0 (Logan), а в перспективе ассортимент «логаноподобных» машин под марками Lada, Nissan и Renault достигнет пяти наименований. Кроме того, не исключен выпуск бюджетных Nissan и Renault на платформе новой Lada Granta.

В скором времени четкого деления на отечественные автомобили и иностранные не будет, и фактически умрет российский автопром в традиционном представлении. Автопром нового времени – это многозвенные альянсы между российскими предприятиями и иностранными концернами.

Toyota

2011 год стал не самым результативным для завода Toyota в Шушарах: по итогам года планируется выпустить лишь 14 тысяч Camry, что даже меньше, чем в 2010 году. Официальная причина – подготовка производства новой Camry, которую начнут делать с конца ноября 2011 года. Однако отчасти сокращение объемов выпуска может быть связано с цунами, нанесшими ощутимый ущерб автопрому Японии, которое затормозило выпуск и поставку компонентов на предприятия по всему миру. В среднесрочной перспективе Toyota надеется довести объем выпуска на заводе в Питере до 50 тысяч автомобилей в год. При этом по соглашению, заключенному Toyota с Минпромторгом, к 2020 году мощность завода должна достигнуть 150 тысяч машин в год.

«Автотор»

Формально «Автотор» является крупнейшим автозаводом России после АвтоВАЗа. Формально, потому что далеко не все модели выпускаются в режиме полного цикла, и часть продукции делается по-старинке из машинокомплектов.

2011 год обещает быть весьма успешным. План производства возрос до 240 000 автомобилей в год (+41% относительно 2010), а в производство запущена целая стая новых моделей: BMW X3 (F25), Kia Soul, Sorento, Venga, Chevrolet Tahoe, Orlando, Opel Insignia, Meriva, Astra ST.

В следующем году план производства не намного выше – 247 000 автомобилей в год, а в линейку добавятся Chevrolet Captiva и Opel Antara. Всего завод выпускает 24 модели автомобилей.

Промсборка по-новому

Напомним, что в начале года Минпромторг сформулировал новые, весьма жесткие условия промышленной сборки автомобилей в России, которые вступают в силу после истечения предыдущих соглашений между иностранными автопроизводителями и министерством.

Новые условия подписали четыре предприятия: Ford-Sollers, Volkswagen-Skoda, General Motors, а также консорциум АвтоВАЗ, Renault, Nissan, объединенная автомобильная группа (ИжАвто), КамАЗ, General Motors, Mercedes-Benz.

Суммарные инвестиции все четырех промсборщиков в российскую экономику к 2015 году должны достичь $5 млрд.

Помимо выпуска как минимум 350 тысяч автомобилей в год, они обязаны через пять лет обеспечить локализацию на уровне 60%, а также выпуск не менее 105 тысяч силовых агрегатов на территории России. Альянс во главе с АвтоВАЗом рассчитывает на выпуск более 1 миллиона автомобилей в год и рыночную долю порядка 40%, три остальных промсборщика ставят целью удовлетворить планку в 350 тысяч автомобилей в год.

Промсборкой по-старому занимались 18 предприятий. Из крупных игроков, например, новые условия не подписала Toyota, Hyundai-Kia и Peugeot-Citroen, хотя во всех случаях предприятия имеют соглашения до 2018-2020 годов.

Не стоит думать, что предприятия, не вошедшие в «большую четверку Минпромторга», обречены на исчезновение. Они могут собирать машины в России, просто по истечении срока прежнего соглашения пошлина на автокомпоненты составит для них порядка 15%, тогда как для промышленных сборщиков она колеблется в диапазоне 0-5%.

Тем не менее у непромышленной сборки есть свои плюсы. Во-первых, пошлина в 15% – это все равно существенно меньше, чем 40-процентная наценка при ввозе готовой иномарки. Во-вторых, такие предприятия не обязаны создавать масштабных производств и обеспечивать глубокую локализацию, а значит, требуют меньших инвестиций. Кроме того, наверняка им будет проще обеспечивать импортное качество продукции, тогда как промсборщики могут хлебнуть горестей при попытках русифицировать продукцию.

Однако очевидно, что именно четверка промсборщиков будет задавать тон на российском авторынке: их суммарный объем выпуска уже через несколько лет превысит два миллиона автомобилей в год.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!