Никакие доводы борцов за сумрак не способны убедить власть, что тонировать передние стекла автомобилей безопасно. Российских поклонников темных форточек ждет лишь ужесточение ответственности. Текущий штраф в 500 рублей депутаты называют «копеечным» и предлагают увеличить ответственность – вплоть до лишения прав за рецидив. Почему ездить «на стиле» незаконно и запрещено в большинстве стран – читайте в материале Auto.76.ru.
Родина демократии, толерантности, а также страна, в некоторых регионах которой официально можно купить легкие наркотики, – США всегда приводилась в пример защитниками тонировки. По их словам, там чуть ли не штраф выписывают тем, кого ловят с прозрачными стеклами, так как водителям приходится чаще пользоваться кондиционером и сжигать больше топлива. Разумеется, подобные сплетни многими принимаются на веру. Разберемся, так ли это.
Начнем с того, что проблема тонировки в США и многих других западных странах появилась еще в 50-е годы прошлого века. Еще в середине 20-го века автопроизводители начали заигрывать со светопропускаемостью, позиционируя полупрозрачные стекла как дорогую опцию. Соответственно, тут же было произведено множество исследований и внесены поправки в законодательство.
«Так, исследователь Хайнц Хабер в 1955 году установил, что снижение светопропускания с 88 до 73% (то есть очень нежная тонировка) уменьшает дистанцию обнаружения цели на 9–15%, – рассказывает редактор Autochel.ru Артем Краснов. – Ощутимая, кстати, величина. При этом обратите внимание, что Хабер исследовал стекла с высоким светопропусканием – даже большим, чем разрешено российским законодательством. Пара других ученых – Хит и Финч – выяснили, что тонировка снижает дистанцию распознавания на 22%».
Эти и множество других исследований легли в основу законодательных актов многих стран, которые ограничивают степень светопропускания лобового стекла на уровне 70% – именно этот уровень считается учеными безопасным для вождения.
Более того, в самой Америке разрешено тонировать лобовое стекло точно так же, как и в России – только узкую полосу по верху стекла. Великобритания, Австралия – все то же самое. Жаркий или любой другой климат нигде не влияют на допустимость тонировки. Другое дело, что в некоторых странах тонировка лобового и передних боковых стекол регламентируется по-разному. И опять же никакого разделения по климату региона.
В целом по исследуемым штатам США и европейским странам вилка разрешенной нормы затемнения боковых стекол варьируется от 35 до 70%. Проценты высчитаны исходя из проведенных исследований влияния светопропускаемости стекол на быстроту реакций. И если на молодых людей со 100% здоровым зрением и нервной системой пленка почти не влияет, то с возрастом реакция ухудшается, и недостаточно прозрачные стекла не позволяют заметить, к примеру, пешеходов на обочине. А теперь представим, каков процент полностью здоровых молодых людей, допущенных к управлению автомобилем?
Средний уровень затемненности стекол, при котором хоть как-то достигается безопасность, – 35%. Это с учетом того, что даже новое стекло отбирает у водителя 5% света. Таким образом, мода на 95% черную пленку, иногда и в два слоя, никакого отношения к безопасности не имеет, какие бы аргументы ни приводили в ее пользу.
Более того, даже если водитель, сознательно идущий на нарушение закона, уверен в своих реакциях и зрении (вот бы еще в военкоматах на медицинских комиссиях все так же дружно заявляли о своем 146% зрении. – Прим. ред.), то при движении в городе не стоит забывать, что остальные водители часто оценивают обстановку смотря по сторонам через стекла соседних автомобилей. А два стекла, затемненные даже не очень темной пленкой, уже не в состоянии обеспечить обзорность.
Выходит, что российские стандарты являются точной копией общемировых и все цифры получены путем исследований, а не взяты с потолка. Поэтому даже инициатива сделать технический регламент более лояльным обречена на провал. У нас и так статистика аварийности оставляет желать лучшего. А вот лишение прав за неоднократное нарушение статьи – вполне жизнеспособная идея.