На фоне бушующего кризиса и депрессивных настроений, все чаще слышу от друзей сакраментальную фразу: «останусь без работы – пойду в таксисты». Ну а что: свободный график, новые знакомства, никакого тебе корпоративного рабства, цензуры и прочего. Auto.76.ru решил выяснить: так ли заманчива работа таксистом в нынешних условиях?
На самом деле, таксистами становятся двумя способами: «попробовал – заработал за ночь сто долларов – понравилось» и «два месяца сидел без работы – думал, неделю перебиться – стал бомбилой». Наверное, поэтому среди извозчиков можно встретить совершенно разных людей: от реставраторов средневековых венецианских фресок до «дарогу пакажэш, да?». Вариантов ведения своего маленького бизнеса тоже не так много. Мы насчитали три.
Законопослушный гражданин
Конечно, можно стать самым настоящим таксистом. Со справкой. Лицензии на частный извоз выдаются Агентством транспорта Ярославской области. Срок действия – пять лет. Оформляются бесплатно в течение 10 рабочих дней, но при условии выполнения множества требований. Во-первых, нужно иметь водительский стаж не менее трех лет. Во-вторых, зарегистрировать ИП или быть юрлицом. Сам автомобиль должен иметь «шашечки» на борту и оранжевый фонарь на крыше. В салоне нужно разместить полную информацию о перевозчике, условиях оплаты, визитку водителя с фотографией, контакты контролирующих органов. А также установить таксометр. Водитель должен проходить предрейсовый медосмотр.
«На сегодня нами выдано 7275 разрешений. Из них можно вычесть порядка двух тысяч, которые были по разным причинам сданы обратно, – рассказал ведущий специалист отдела организации пассажирских перевозок Агентства транспорта Иван Горячев. – Но неофициальная статистика показывает, что большинство водителей ярославских такси работают нелегально. Сейчас в регионе, по сведениям диспетчерских служб, работает порядка 50 тысяч таксистов».
Как видим, закон соблюдает примерно десятая часть от всех таксистов. Просто потому, что зарегистрированных перевозчиков за нарушения наказывают довольно строго. Административные штрафы на ИП и юрлиц колеблются от 10 до 100 тысяч рублей.
Диспетчерская служба
Поэтому гораздо выгоднее стать одним из «солдат» сетевых служб такси. Для этого вам, кроме автомобиля, понадобится лишь телефон с выходом в Интернет.
«В офисе компании на твой телефон устанавливают программу и присваивают номер личного счета. На него через терминал нужно положить любую сумму, с которой будет списываться комиссия, – рассказал один из бывших сотрудников такси Maxim Леонид Ковалев. – С этого момента на телефон начнут приходить заявки. С каждого выполненного заказа компания списывает 10%, остальное тебе. Сколько работать – решаешь сам. Главное, выполнять минимум два заказа в неделю, иначе тебя отключат от системы. Средний заработок от 1000 до 5000 рублей в день».
Понятно, что в этом случае никаких лицензий тебе не выдают, налогов не платишь и вообще существуешь вне закона. Специальную страховку для такси никто не оформляет, все катаются по обычному ОСАГО. В случае ДТП – до приезда ГИБДД прячут «шашки» (если они есть) и убирают подальше телефон. Твоя личная безопасность – тоже в твоих руках. Максимум, что могут сказать в диспетчерском центре – что-то типа кода «SOS». Обычно это странная комбинация цифр после озвучивания которой и твоего местонахождения твои собратья таксисты, возможно, бросятся к тебе на подмогу.
Зато нелегальные таксисты в меньшей степени подвергаются административной ответственности. Максимум, что им грозит – штраф за незаконную предпринимательскую деятельность от 500 до 2000 рублей.
Бомбила
Ну, и последний вариант, так сказать, для души – свободный художник. То есть, таксист. От предыдущего он отличается тем, что ищет клиентов сам, таксу устанавливает сам и весь доход забирает себе. Кстати, многие делают так: начинают кататься в популярном сетевом такси, а всем клиентам раздают визитки с личным телефоном и потом уже работают только на себя.
Но это уже «высший пилотаж». Втереться в этот бизнес не так просто – все «пятаки» поделены, все друг друга знают. И не дай бог занять чье-то хлебное место! Придется потом чинить или голову или машину.
Кстати, ответственность для бомбил точно такая же, как и у сетевиков. Если нагрянет «контрольная закупка» из правоохранительных органов, выпишут штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. И все.
В общем, если у вас есть не очень прожорливый и не очень новый автомобиль в хорошем состоянии, который вы планируете в ближайшие полгода продать, можно попробовать поработать в такси. Во-первых, машина от такой нагрузки «убивается» довольно быстро, а ремонтировать ее придется за свой счет. Во-вторых, работа все-таки нервная, местами опасная и не очень-то прибыльная, если учесть дорожающий бензин и возможные штрафы.