В Ярославской области уже полгода реализуются изменения в законодательстве, предусматривающие снятие номеров за тонировку передних стекол автомобиля. За это время в регионе выявлено более пяти тысяч административных нарушений, связанных с незаконным затемнением автостекол.
Тотальная тонировка авто долгие годы была популярна в Ярославском регионе. За темными стеклами нельзя было разглядеть, кто и с кем едет в машине, во что одет водитель, и что у него с выражением лица. В то же время водителей совершенно не беспокоил солнечный свет в весенне-летний период. А очень темная тонировка, по мнению многих ярославцев, еще и придавала дополнительную солидность их «железным коням».
Согласно ГОСТу 5727-88, «светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, передних боковых стекол – не менее 70%». В противном случае считается, что на автомобиле установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. А это входит в перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Долгое время за излишнюю тонировку передних стекол автовладельцам грозил штраф в размере 100 рублей. Эта сумма практически никак не влияла на любителей «темных лошадок». Водители брали квитанцию и спокойно ехали дальше на тонированном авто. Справедливости ради стоит отметить, что выписанные штрафы оплачивал далеко не каждый.
Тогда законодатели решили ужесточить меру наказания за данное правонарушение, и с 23 сентября 2010 года штраф за тонировку увеличился в пять раз и составил 500 рублей. Экономные водители тонировку сняли. Но таких были единицы.
Противостояние продолжилось и, наконец, в этом году с 1 июля вступили в силу изменения в статью 27.13 КоАП РФ, которые предусматривают снятие с автомобиля регистрационных знаков за тонировку лобового и передних боковых стекол автомобиля. Сотрудники ГИБДД, не медля, организовали рейды: на дорогах останавливали абсолютно все автомобили, соответствие тонировки ГОСТам проверяли спецприборами, в случае нарушений темную пленку предлагали снять прямо на месте, в случае отказа скручивали номера. В результате таких действий ситуация в Ярославле стала кардинально меняться. Водителям пришлось выходить из «тени».
По данным ГИБДД, за пять месяцев этого года в области было выявлено 5500 правонарушений, связанных с тонировкой передних стекол.
«В последнее время такие правонарушения встречаются все реже и реже, – говорит заместитель начальника отдела надзора управления ГИБДД УМВД России по ЯО Евгений Кисельников. – Люди стали снимать тонировку. Если правонарушение выявляется, на водителя накладывается штраф 500 рублей. Большинство ярославских автовладельцев устраняют нарушение на месте, чтобы не лишаться номеров»
Стоит отметить, закон 2012 – 2013 года «О полиции» позволяет проверить тонировку абсолютно любому полицейскому. На сегодня в Ярославской области практически все бригады ДПС оснащены специальными приборами для замера светопропускания стекол автомобиля.
Раньше у нас в регионе использовался в основном прибор «Тоник», возможности для его применения ограничивались температурой воздуха – от +40 до -10 градусов Цельсия. В связи с похолоданием с результатами замера этого прибора может не согласиться любой автолюбитель. На помощь «Тонику» пришел «Свет». Это название нового прибора, который закупили в этом году в управление ГИБДД по Ярославской области. «Светом» можно замерять светопропускаемость стекол уже при температуре от -40 до + 40 градусов Цельсия.
По словам сотрудников фирм, которые занимаются тонированием стекол, с 1 июля текущего года у них произошел огромный отток клиентов.
«Клиентов значительно убавилось, – говорит сотрудник компании «Про-Тон» Евгений Ковалев, – раньше приезжали, снимали тонировку перед техосмотром, потом приезжали снова ее ставили, теперь в основном просят снимать»
Но не вся тонировка вне закона. По существующему ГОСТу, передние стекла все-таки имеют право на небольшое затемнение, но не более чем 30 процентов. За таким условным затемнением, конечно, не спрятаться, да и цвет передних стекол будет резко контрастировать с задними затонированными. Многим водителям такой резкий переход в тоне стекол не нравится, поэтому они ищут лазейки, чтобы сохранить свое инкогнито и оградить глаза от слепящего солнечного света.
С каждым днем популярней становится временная тонировка, которая снимается со стекол одним движением руки, потом также быстро ставится обратно. Кто-то просто использует затемненные сетки на присосках или специальные пластиковые накладки. Но и на эти хитрости законодатели уже отреагировали. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий изъятие предмета административного правонарушения и наложение штрафа в размере 500 руб.
На такую активную деятельность законодателей пользователи информационного портала 76.ru реагируют эмоционально.
«Дурдом!!!!! – пишет читатель информационного портала 76.ru под ником «Кэп», – Нет, чтобы что-то дельное придумывать, порядок наводить, они все в игрушки играются, лишь бы, где денежку заработать! Если в ночное время съемная тонировка мешает водителю, он берет и убирает ее, не надо за людей решать!!!! Где тут нарушение обзорности??? Разработали бы лучше законопроект о серьезном наказании водителей, создавших аварийную ситуацию!!!!!»
Если нарушение все же выявлено, помните, что законом предусмотрено наложение штрафа в размере 500 рублей и запрещение эксплуатации путем снятия регистрационных знаков до устранения причины. Далее, для устранения выявленной неисправности, вы можете двигаться к месту ремонта или стоянки, но в этом случае вы расстаетесь с регистрационными знаками. В случае устранения нарушения на месте вы только получаете постановление со штрафом в 500 рублей и сохраняете номера на своем авто.
Мы провели небольшой опрос читателей, оказалось, среди них много желающих ездить на полностью тонированном авто. Но нужно держаться в рамках закона. О проверке светопропускаемости стекол в рамках законодательства нам рассказал опытный автоюрист.
«Если невооруженным глазом видно, что у автомобиля темные стекла, – рассказывает юрист «Автопортала76» Михаил Воронин, – значит, есть признаки административного правонарушения, вас имеют право остановить для проверки. Причем для замера светопропускаемости стекол машины вашего согласия и присутствия понятых не требуется.
Инспектор меряет процент светопропускаемости стекла прибором и записывает результаты в протокол. Каждый прибор должен иметь свидетельство о метрологической проверке, а также пломбы. Прибор должен использоваться строго в соответствии с инструкцией».
Замеры должны производиться при определенных погодных условиях. Например, по ГОСТ 27902 температура при измерениях должна быть в пределах от 15 до 25 С, давление от 86 до 106 килопаскалей, относительная влажность воздуха от 40 до 80 %. Возможно, что в инструкции на прибор установлены иные условия замеров данным прибором.
То есть, вы можете посмотреть, какой прибор использует сотрудник ДПС, потом в интернете посмотреть, при каких условиях он может эксплуатироваться, либо обратиться за данными к заводу-изготовителю. Если окажется, что правила эксплуатации прибора были нарушены, то измерение можно считать недействительным и обжаловать в суде. Для этого необходимо получить официальную справку о температуре, влажности или давлении в день замера.